ее ценностная идея, подобно тому, как наголову разбитый полк сохраняется в
сбереженном знамени.
Переживание событий, вызвавших даже самые тяжелые и необратимые
поражения всего "тела" жизни и сделавших невозможной реализацию жизненного
замысла, но не затронувших при этом центральной ценностной идеи жизни,
развертывается в двух направлениях. Первое из них связано с внутренним
преодолением живых психологических отождествлений замысла жизни с
конкретными формами его реализации, ставшими теперь невозможными.
Замысел при этом как бы теряет свою "телесность", приобретает все более
обобщенный и в то же время все более сущностный вид, приближаясь в пределе к
идеальной ценности жизни. Второе, в каком-то смысле противоположное,
направление действий переживания заключается в поиске среди сохранившихся
жизненных возможностей других потенциальных воплощений замысла, причем
этот поиск отчасти облегчается возрастанием обобщенности жизненного замысла.
Если обнаруженные в ходе поиска формы реализации оцениваются
сохранившейся ценностной идеей положительно, происходит формирование
нового замысла жизни. Далее осуществляется постепенное смыкание замысла с
чувственно-практическими формами, точнее "проращивание" его в конкретной
материальности жизни.
Все это переживание, направленное на порождение нового жизненного замысла,
тем не менее не уничтожает старого замысла жизни, ставшего теперь
невозможным. Новое не замещает здесь старое, а продолжает его дело; старое
содержание жизни сохраняется силой творческого переживания, причем
сохраняется не в форме мертвого, бездейственного прошлого, а в форме живой и
продолжающейся в новом истории жизни личности.
Второй подтип творческого переживания имеет место, когда замысел жизни
оказывается основанным на ложных ценностях и дискредитируется вместе с ними
самим опытом своего осуществления. Задача творческого переживания состоит,
во-первых, в нахождении новой ценностной системы, способной лечь в основу
нового осмысленного жизненного замысла (в этой своей части творческое
переживание совпадает с ценностным), во-вторых, в таком ее освоении и
приложении к собственной индивидуальности, которое позволило бы придать
смысл истории своей жизни и найти в этой ценностной системе идеал самого
себя, в-третьих, в реальном чувственно-практическом искоренении зараженности
душевного организма отмирающими лжеценностями (и соответствующими
мотивами, установками, желаниями и пр.) и одновременно в чувственно-
практическом же утверждении и воплощении выстраданного идеала.
Третий подтип ценностного переживания связан с высшими ступенями
ценностного развития личности. Жизненный кризис создается разрушением или
угрозой разрушения ценностного целого, частью которого личность себя мыслит.
Человек видит, что это целое уничтожается силами враждебной ему реальности.
Поскольку речь идет о полноценном субъекте сложной и трудной жизни, то ясно,
что он не просто видит это уничтожение, а не может не видеть его, не может
гедонистически отрицать реальность. Но, с другой стороны, для него также
невозможно и отказаться от ценностного целого, предать его, поступиться своей
"убежденностью. Рассудочное рассмотрение ситуации признает ее
принципиально безвыходной.
|