В чем же состоит "стратегия" творческого переживания? Оно, как и ценностное, в
первую очередь ставит вопрос о "доверии" к реальности, о том, считать ли
рассудок источником подлинной и единственной правды о действительности и
принимать ли фактически данную в настоящий момент реальность за
полноправное выражение всей действительности. Но если ценностному
переживанию для того, чтобы выполнить свою задачу позволить человеку
устоять на его ценностной позиции, достаточно было развенчать эти притязания
рассудка и в идеальном плане признать в качестве высшей действительности
действительность ценностную, то творческому переживанию требуется нечто
большее, ибо его задача состоит в обеспечении возможности действовать,
исходя из этой позиции, реализуя и утверждая ее, действовать в условиях
практически, материально противоборствующих осуществлению этой позиции.
Такое действование оказывается психологически возможным только при
достижении особого внутреннего состояния. Мы имеем в виду состояние
готовности пожертвовать любым из своих мотивов, о котором уже шла речь при
обсуждении ценностного переживания. Но если в условиях легкого жизненного
мира подобная мобилизация достигается внутренним самоуглублением, то в
ситуации непосредственного столкновения с внешними трудностями и
опасностями происходит в каком-то смысле обратное движение, не в себя, а
от
себя, движение, сосредоточивающее все душевные и физические силы человека
не на достижении собственного счастья, благополучия, безопасности, а на
служении высшей ценности. Предельная точка этого движения состояние
безусловной готовности к самопожертвованию, точнее, абсолютно очищенное
от любых эгоистических фиксаций состояние полного самозабвения. Это
состояние изнутри прорывает ситуацию невозможности, ибо в нем получают
смысл "безрассудные", а на деле единственно осмысленные в подобной ситуации
"действия, создается психологическая возможность подвига.
6. ИДЕАЛЬНЫЕ ТИПЫ И ЭМПИРИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС ПЕРЕЖИВАНИЯ
Здесь необходимо завершить уже начатое при анализе первых трех типов
жизненных миров сопоставление переживаний различных типов. Наиболее
существенные отличия переживаний разных типов проявляются в их отношениях,
с одной стороны, к свершившемуся событию бытия, создавшему критическую
ситуацию, т.е. к реальности, а с другой к затронутой этим событием жизненной
необходимости.
Гедонистическое переживание игнорирует реальность, искажает и отрицает ее,
формируя иллюзию актуальной удовлетворенности и вообще сохранности
нарушенного содержания жизни.
Реалистическое переживание в конечном счете принимает реальность как она
есть, приноравливая к ее условиям динамику и содержание потребностей
субъекта. Бывшее содержание жизни, ставшее теперь невозможным,
отбрасывается реалистическим переживанием; субъект имеет здесь прошлое, но
не имеет истории (ср.: 123, с. 682).
Ценностное переживание признает противоречащую или угрожающую ценностям
реальность, но не приемлет ее, оно отвергает претензии непосредственной
реальности прямо и безусловно определять собой внутреннее содержание жизни
и пытается обезоружить ее идеальными, семиотическими процедурами, выводя с
|