их помощью событие бытия из равенства самому себе, превращая его в предмет
интерпретации и оценки. Свершившееся событие как факт бытия есть
необратимая и неподвластная человеку реальность, но оно переводится
ценностным переживанием в другую плоскость существования, преобразуется в
факт сознания и в этом качестве преображается в свете ставшей или
становящейся системы ценностей. Сказанное слово и совершенное действие уже
не вернешь и не изменишь, но; осознав их неправоту, повиниться и раскаяться
значит и принять их как неустранимую реальность собственной жизни и в то же
время ценностно отвергнуть их. Что касается ставшего невозможным содержания
жизни, то ценностное переживание сохраняет его в эстетически завершенном
образе, делая моментом истории жизни.
Если гедонистическое переживание отвергает реальность, реалистическое
безоговорочно принимает ее, ценностное ее идеально преображает, то
творческое переживание строит (творит) новую жизненную реальность.
Свершившееся событие, например, собственный проступок, лишь идеально
трансформируется, преображается ценностным переживанием, творческое
переживание, чувственно-практически, материально преодолевает отношение к
нему. Этим чувственно-практическим, телесным характером отличается
осуществление творческого переживания от ценностного; от реалистического
переживания в силу своей существенной связи с ценностями оно отличается
глубокой символичностью. Нереализуемое прошлое содержание жизни не только
эстетически сохраняется творческим переживанием в истории жизни, но и
этически продолжается в замыслах и делах строящейся им новой жизненной
реальности.
*
* *
Если до сих пор мы анализировали переживания как идеальные типы, то в
заключение необходимо коснуться проблемы соучастия выделенных нами
закономерностей в действительности конкретных процессов переживания.
В этой области действительности, так же как и "во всех других, закономерности в
чистом виде эмпирически проявляются крайне редко: в осуществлении реального
процесса переживания обычно участвуют несколько принципов. Их сопряжения
могут приобретать разные формы и строиться на разной основе. В качестве
простейшего примера такого сопряжения можно привести описанное Р.
Столоровым и Ф. Лэчманом (247) защитное отрицание молодой женщиной
смерти ее отца. Несмотря на то что доминирующим принципом в этом
переживании был принцип удовольствия, переживание могло быть эффективным,
т.е. сохранять веру женщины в то, что отец жив, лишь перестраивая созданную
ею иллюзию в соответствии с действительными фактами и подчиняясь, таким
образом, хотя бы частично, принципу реальности.
От того, какой принцип лежит в основе конкретного синтеза различных типов
переживания, во многом зависят развивающие возможности процесса. Если его
доминантой является принцип удовольствия, то переживание, даже в случае
успеха, может привести к регрессу личности, принцип реальности в лучшем
случае удерживает ее от деградации, и только на основе принципов ценности и
творчества возможно превращение потенциально разрушительных событий жизни
в точки ее духовного роста и совершенствования.
|