Однако однозначной зависимости между доминирующим принципом переживания
и его последствиями для развития личности не существует. При небольшой
личностной значимости переживаемых событий (скажем, при физической боли)
наиболее адекватным может оказаться именно принцип удовольствия. С другой
стороны, попытки ценностного и творческого переживания событий могут иметь
чрезвычайно отрицательные последствия, например, в случае, когда вживляемые
переживанием ценностные структуры не соответствуют индивидуальности
личности и жизненной ситуации, в которой она оказалась. Подобно тому как даже
самое хорошее лекарство может принести большой вред, если его назначение не
согласуется с особенностями больного организма и течения болезни, так и способ
переживания в идеале должен строго соответствовать уникальной ситуации
данного жизненного мира.
Творческое переживание, взятое не как идеальный тип, а как основа
эмпирического процесса, взятое как творчество в переживании, заключается в
создании соответствующего этой и только этой критической ситуации уникального
синтеза переживаний различных типов. Причем первый творческий шаг делается
еще до начала позитивного процесса, он состоит в выяснении меры
необходимости переживания вообще. Дело в том, что в прошлом опыте личность,
сталкиваясь с ситуациями невозможности, развивала различные механизмы
переживания, и коль скоро они уже имеются, то, как всякие механизмы, могут
быть использованы там, где это кажется удобным, а не только там, где без них
нельзя обойтись. Творчество в переживании, таким образом, состоит отчасти в
том, чтобы переживать преимущественно по мере необходимости, т.е. не снижать
искусственно пороги возникновения критических ситуаций.
В самом же осуществлении сложного процесса переживания творчество
проявляется часто не столько в самих по себе специфических для идеального
типа творческого переживания процессах, сколько в предоставлении свободы, а
иногда и главенствующего на каком-то этапе положения принципам удовольствия,
реальности и ценности.
Но, разумеется, такое переживание, как и всякий реальный процесс творчества,
не может быть творческим во всех своих точках. Творческое сознание не способно
непрерывно контролировать весь ход процесса, то один, то другой принцип время
от времени выходит из-под его контроля. Поэтому сложный, долгий, в целом
творческий и приводящий к гармонизации жизни процесс переживания сам вовсе
не является чем-то гармоническим. Каждый ив жизненных принципов
удовольствия, реальности и ценности, которые принцип творчества должен в
идеале синтезировать, представляют собой настолько сильные и
самостоятельные тенденции и их цели в данной ситуации могут настолько
расходиться, что в рамках осуществляющегося процесса переживания возникают
иногда серьезные внутренние конфликты между принципами. Они часто
решаются неадекватно и односторонне. И хотя при этом происходит временная и
частичная гармонизация сознания, в целом решение этого конфликта может
иметь такие отрицательные последствия, которые являются не менее
разрушительными для личности, чем сами переживаемые события. Поэтому
переживания часто представляют собой долговременные цепные процессы, на
каждом последующем этапе которых приходится иметь дело не только или даже
не столько. с самими исходными критическими обстоятельствами, сколько с
неблагоприятными последствиями предыдущих попыток совладания с ними. Сам
по себе этот факт цепного характера процесса переживания не раз отмечался в
|