Стоит подчеркнуть: для нового типа объектов характерны сложность, системность,
самобытность; они не укладываются в стандартные познавательные формы. Выявление
объективного содержания предмета познания сближается с его конкретным пониманием, т.е.
с выработкой его конкретного понимания. Теперь это относится не только к познанию
социального бытия, но и к познанию природы.
Наука «подвела» человека к обрыву, показала глубины и неисчерпаемость процессов,
которые мы называем именем «природа». Ныне люди уже не убеждены в простоте,
прозрачности, гармоничной законосообразности этого мира. Все меньше оснований считать,
что понимание природы в основном исчерпывается познанием законов, тогда как сфера
жизни человека исторична, индивидуализирована, «заряжена» творческой активностью,
игрой культурных значений и смыслов.
Сейчас, пожалуй, впервые человеческое познание обратилось к истории природы, к органике
ее самодвижения, к самобытности ее индивидуализированных форм и их переплетений.
Непредсказуемые и ненаблюдаемые объекты не укладываются в стандартные представления
человеческого со-знания, т.е. ставят под вопрос само сознание, определяют его как
культурную проблему.
Это не значит, что положен предел человеческому познанию, науке. Предел положен
стандартам понимания природы и самого человека. Выявляется конкретная, культурно-
историческая суть этих стандартов. Представление о машинообразности природы, о
природе-часах вовсе не исчерпывает существа природного процесса: оно в большей степени
отображает определенную стадию в истории и культуре общества, в развитии сил человека, в
частности ту ступень, когда он стал делать машины и часы и через призму этих
инструментов понимать мир.
Понимание культурно-исторической сути стандартов и инструментов науки создает
предпосылки новой философии познания. Возникает возможность культурно-исторической
трактовки «элементарных» познавательных форм индивидуального человека. Особенно
интересным может оказаться сопоставление их с внешними «органами», т.е. с
инструментами познания; их включение в реконструкцию исторически менявшихся форм
общения и проблемных ситуаций, стимулировавших человеческие усилия.
Вопросы
1. Почему возникает вопрос о связи познания и жизни?
2. Каковы причины обособления познания от практики?
3. Как социальные взаимодействия обусловливают отделение знания от субъектов?
4. Как публичные формы обмен, политика, театр, суд, влияют на структуры знания?
5. Почему традиционное общество не заинтересовано в развитии науки?
6. Как связано индустриальное производство с оценками силы и полезности знания?
7. Какие стандарты развития науки влияют на развитие культуры?
8. Чем обусловлена деиндустриализация науки?
9. Как связаны постклассическая наука и интенсивная социальность?
Основная литература
1. Гуссерль Э. Кризис европейского человечества и философия // Вопр. философии. 1986. ¹
3.
2. Заблуждающийся разум. М., 1990.
3. Кун Т. Структура научных революций. М., 1975.
|