Но дилемма эта мнимая. Присоединиться к постиндустриальной цивилизации одним рывком
нельзя уже потому, что Россия не представляет собой простой, или органической, цельности,
которой достаточно концентрированного усилия для совершения форсированных действий
или изменений (вспомним демагогическую формулу: «пропасть нельзя преодолеть в два
прыжка»). Россия существует как неопределенная или недоопределенная совокупность
социальных групп, региональных образований, субкультур, объединенных общим
пространством, но слабо связанных временем социального воспроизводства, продуктивной
деятельностью, представлениями о перспективах и т.д. Современность всех этих
образований остается проблемой. Реальность их взаимодействия, тем более единства,
может быть подтверждена стандартами, предполагающими их различия, ориентирами,
учитывающими их особенности. Говорить о таком единстве как само собою разумеющемся,
тем более исходить из него как из некой данности при постановке практических или
теоретических вопросов значит сильно упрощать проблему.
Вместе с тем можно говорить об особого рода предопределенности вступления России в
постсовременное мировое сообщество. Оно означает не отдельный шаг, а трудоемкий
процесс преобразования социальных форм. И мировое сообщество предстает не законченной
и отлаженной организацией, а совокупностью регионов, стран и народов, формирующих
новые стандарты взаимодействий. Резкое усложнение экологической ситуации, новые
политико-правовые конвенции, создание региональных союзов, «выращивание» новых
связей между социальными субъектами все это, по сути, императивы, которые России
придется учитывать при определении своих реальных возможностей и перспектив.
Вопросы
1. Куда «уходят» абстрактные формы социальности?
2. В чем особенности «постсовременной» логики описания и конструирования
социальности?
3. На какие философские модели указывают тезисы о конце истории, ослаблении
социальности, исчезновении автора, гибели субъекта?
4. Каковы перспективы дальнейшего использования «расколдованных» социальных схем и
теорий?
5. Какие сдвиги в социальной методологии и социальном мировоззрении продиктованы
становлением «постклассической» формы человеческого сообщества?
6. Как «вписывается» проблематика России в процесс оформления социального мира на
рубеже XX и XXI вв.?
Основная литература
1. Бауман 3. Спор о постмодернизме // Социологический журнал. 1994. ¹ 4. С.70 79.
2. Белл Д. Мятеж против современности // Социол. исслед. 1989. ¹ 5.
3. Вельш В. «Постмодерн»: генеалогия и значение одного спорного понятия // Путь. 1992. ¹
21.
4. Гвардини Р. Конец нового времени // Вопр. философии. 1990. ¹ 4.
5. Гидденс Э. Последствия модернити // Новая постиндустриальная волна на Западе. М.,
1999.
6. Малявин В.В. Мифология и традиции постмодернизма //Логос. Л., 1991. Кн.1.
7. Мамардашвили М.К. Классический и неклассический типы рациональности. Тбилиси,
1984.
8. Постмодернизм и культура: Материалы «круглого стола» // Вопр. философии. 1993. ¹ 4.
|