Социальная философия, вольно или невольно включаясь в эту методологическую «игру»,
вынуждена работать с процессом человеческого бытия как своего рода «черным ящиком»,
рассматривая его то с гуманитарной, то с социальной стороны. Развивая это сравнение,
можно сказать: она работает с обществом как с определенной совокупностью «черных
ящиков», т.е. подсистем, сфер, элементов, вытаскивая то один, то другой, а потом задним
числом пытаясь изобразить их как систему...
Возможности социальной философии действительно во многом определяются
существующими структурами и характером человеческого бытия. Но являются ли эти
ограничения непреодолимыми?
Да, в самом общественном процессе мы сталкиваемся с невидимыми, а часто и явными
границами социальной и индивидуальной жизни людей; может, просто признать эти
границы?
Но ведь они как-то возникают, воспроизводятся, даже меняются. Форма этих границ задается
каким-то процессом, где действуют конкретные силы. Постоянный переход этих границ
является условием существования общества: если бы эти границы постоянно не
преодолевались деятельностью людей, общество не могло бы ни существовать, ни
развиваться. Что случилось бы, если бы люди совершим такой мысленный эксперимент
на достаточно короткое время остановились в деятельном самоутверждении?..
Вопрос о силах социального процесса практически решается везде, где люди пытаются что-
то реально сделать. Так не пора ли на уровне философской теории представить человеческих
индивидов с присущими им связями жизни и деятельности как «ядерную структуру» или
«ядерную силу» социальности?
Не пора ли социальной философии соединить общие характеристики человеческого процесса
как абстрактного предмета своих забот с конкретным предметом забот человеческих
индивидов, их предметным самоутверждением в общественной жизни? Не пора ли
приложить усилия для конкретного объединения социального и гуманитарного познания на
общей основе?..
Вопросы эти отнюдь не риторические. Соединение внешней социальности и присущей
людям инди-видности представляет собой проблему, возможно, самую трудную из тех, что
приходится решать человечеству. Люди повседневно решают эту проблему и не могут
воспользоваться плодами своей деятельности. Общество создает новые стимулы для
решения этой проблемы, но трудностей на пути от этого становится не меньше. Возможно,
полное осознание трудности этой проблемы и делает ее предметом социальной философии.
Вопросы
1. Является ли социальная философия философией человека?
2. Два тезиса: а) «Люди не ведают, что творят; поэтому нужен объясняющий взгляд со
стороны» и б) «Социальный процесс творится людьми; поэтому необходимо понимать
социальность именно в формах деятельности самих людей». Прокомментируйте их.
3. Когда мы говорим о взаимоотношениях общества и личности, что (кто) подразумевается
под обществом?
4. В каких учениях наиболее отчетливо воплотилась концепция внешней по отношению к
людям социальности?
5. Каким историческим и логическим ситуациям соответствует: а) противопоставление
социального и гуманитарного, б) их внешняя дополнительность, в) их
взаимопроникновение?
6. В чем смысл Дильтеева проекта гуманитарного познания ?
|