Navigation bar
  Print document Start Previous page
 16 of 156 
Next page End  

Социальная философия, вольно или невольно включаясь в эту методологическую «игру»,
вынуждена работать с процессом человеческого бытия как своего рода «черным ящиком»,
рассматривая его то с гуманитарной, то с социальной стороны. Развивая это сравнение,
можно сказать: она работает с обществом как с определенной совокупностью «черных
ящиков», т.е. подсистем, сфер, элементов, вытаскивая то один, то другой, а потом задним
числом пытаясь изобразить их как систему...
Возможности социальной философии действительно во многом определяются
существующими структурами и характером человеческого бытия. Но являются ли эти
ограничения непреодолимыми? 
Да, в самом общественном процессе мы сталкиваемся с невидимыми, а часто и явными
границами социальной и индивидуальной жизни людей; может, просто признать эти
границы?
Но ведь они как-то возникают, воспроизводятся, даже меняются. Форма этих границ задается
каким-то процессом, где действуют конкретные силы. Постоянный переход этих границ
является условием существования общества: если бы эти границы постоянно не
преодолевались деятельностью людей, общество не могло бы ни существовать, ни
развиваться. Что случилось бы, если бы люди — совершим такой мысленный эксперимент
— на достаточно короткое время остановились в деятельном самоутверждении?..
Вопрос о силах социального процесса практически решается везде, где люди пытаются что-
то реально сделать. Так не пора ли на уровне философской теории представить человеческих
индивидов с присущими им связями жизни и деятельности как «ядерную структуру» или
«ядерную силу» социальности?
Не пора ли социальной философии соединить общие характеристики человеческого процесса
как абстрактного предмета своих забот с конкретным предметом забот человеческих
индивидов, их предметным самоутверждением в общественной жизни? Не пора ли
приложить усилия для конкретного объединения социального и гуманитарного познания на
общей основе?..
Вопросы эти отнюдь не риторические. Соединение внешней социальности и присущей
людям инди-видности представляет собой проблему, возможно, самую трудную из тех, что
приходится решать человечеству. Люди повседневно решают эту проблему и не могут
воспользоваться плодами своей деятельности. Общество создает новые стимулы для
решения этой проблемы, но трудностей на пути от этого становится не меньше. Возможно,
полное осознание трудности этой проблемы и делает ее предметом социальной философии.
Вопросы
1. Является ли социальная философия философией человека?
2. Два тезиса: а) «Люди не ведают, что творят; поэтому нужен объясняющий взгляд со
стороны» и б) «Социальный процесс творится людьми; поэтому необходимо понимать
социальность именно в формах деятельности самих людей». Прокомментируйте их.
3. Когда мы говорим о взаимоотношениях общества и личности, что (кто) подразумевается
под обществом?
4. В каких учениях наиболее отчетливо воплотилась концепция внешней по отношению к
людям социальности?
5. Каким историческим и логическим ситуациям соответствует: а) противопоставление
социального и гуманитарного, б) их внешняя дополнительность, в) их
взаимопроникновение?
6. В чем смысл Дильтеева проекта гуманитарного познания ?
Hosted by uCoz