Navigation bar
  Print document Start Previous page
 23 of 156 
Next page End  

двигаться собственными силами
ищи опору не внутри себя
и не вне себя
ищи опору между внутренним и внешним
Схема это переход
от непроявленного к проявленному
от внутренней формы к внешней
Валерий Ламах
Серьезный исследователь, работающий в сфере социально-гуманитарного анализа, не может
удовлетвориться тем видением реальности, которое «подсказывается» ему
общефилософскими определениями социальной эволюции или установками здравого
смысла. Он вынужден либо перерабатывать их сообразно интересующему его материалу,
либо вырабатывать схематические представления об объекте. В дело пойдет все: и здравый
смысл, и философские определения, и, что, может быть, особенно важно, результаты,
касающиеся материала исследований из смежных дисциплин. Выработанные последними,
схемы конкретной реальности послужат своего рода фильтрами, предотвращающими
перенесение обыденных представлений и общефилософских соображений на материал,
требующий особого подхода, соответствующего объяснения и понимания. Материал должен
проявить свои, возможно «странные» и даже чуждые для исследователя, свойства,
стимулировать его к переработке научных стандартов истолкования реальности.
Российский историк Н.И. Конрад в своих письмах к английскому историку А. Тойнби
сформулировал исследовательскую стратегию, ориентированную на своего рода «монады»,
т.е. на конкретные социально-культурные системы, обладающие особой, хотя и сравнимой с
другими, логикой, меняющейся в ходе их истории. В ней повышается роль выведения
характеристик общественной системы из ее собственного развития. Вывод Н.И. Конрада:
«Факт изменения социологической характеристики данного общества открывается, как нам
кажется, самой историей» [1].
1 Конрад Н.И. Избранные труды: История. М., 1974. С. 276
До сих пор мы говорили о проблемах отображения исторической реальности так, как будто в
отображении реальности текущей, реальности настоящего этих проблем не существует. Но
понимание общества, его перспектив, его особенности или даже уникальности не дается
само собой; оно может быть выработано, но не постулировано. Оно может быть
синтезировано из различных — и прежде всего гуманитарных — определений социальной
реальности, но не исчерпывается общей философской идеей, не консервируется в культурно-
философских символах.
В плане методологическом нет принципиальной разницы в исследовании истекшего и
текущего социальных процессов. И в том, и в другом случае необходимо максимальное
использование современных методологических и научных средств. Оба подхода, поскольку
они ориентированы на реконструкцию процесса, оказываются перед задачей формирования
общей картины, позволяющей фиксировать меняющиеся соотношения сил этого процесса,
его условий, средств и результатов. Наметка, обогащение, обновление такой картины
предположены ее условностью, а именно: тем, что она — отображение процесса общества,
деятельности людей, с ее проблемностью, незавершенностью, повседневными заботами
обыденного сознания. Но отображение, возникающее не само по себе и не в соответствии с
некими «инстинктами разума», а в результате специальной работы, как некое обобщение
исследований обществознания, описывающих и другие формы человеческого опыта.
Hosted by uCoz