Социальный процесс разворачивается как разомкнутая кольцевая структура, в которой
устойчивость и сохранение ее постоянных моментов обеспечивается их сменой и переходом
друг в друга. По отношению к такой структуре рассуждения о начальных и производных,
«первичных» и «вторичных» моментах весьма затруднительны и имеют весьма
ограниченный смысл.
В социальной философии принято считать, что общественный процесс не сводится к сумме
актов человеческой деятельности. Но из этого отнюдь не следует его независимость от
деятельности и жизни людей. Он не является «суммой» актов, но он не может возникнуть
помимо этих актов, не из этих актов. А это вопрос о поиске более конкретной, нежели
«сумма», системы взаимообусловленных деятельностей людей, образующих социальный
процесс.
В русле наших рассуждений можно говорить о том, что социальный процесс не только
складывается из деятельностей людей, но и постоянно распадается на эти обособленные
деятельности, что их обусловленность определена не только (и не столько) в пространстве,
но и во времени как их постоянная смена, переход друг в друга, сращивание и умножение.
Социальный процесс можно попытаться понять как многочлен человеческих деятельностей,
сменяющих друг друга и сопряженных друг с другом, «распределившихся» во времени и
пространстве. Их сопряженность в пространстве оказывается результатом их развертывания
во времени. Поэтому их прямая связь часто лишь скрывает их более глубокую, хотя и
неявную взаимообусловленность.
В такой перспективе отдельный акт деятельности перестает казаться элементарным. Он
обнаруживает свою многомерность, раскрывает свою зависимость от разных временных и
пространственных «рядов» или «пунктиров» человеческих действий.
Представление об атомарности бытия и деятельности социального индивида, таким образом,
становится недостаточным: в них не только пересекаются, сходятся различные линии и
«мотивы» социального процесса, в них происходит синтезирование новых социальных
качеств при сохранении или модификации старых.
Неэлементарность бытия человеческого индивида раскрывается в том, что он выступает
одним из множества субъектов, обеспечивающих органическое бытие социального процесса,
т.е. его сохранение и организованность в условиях постоянного и дискретного проявления
новых человеческих сил. В этом плане аналогии и метафоры, определяющие человеческого
индивида как элемент или атом социальности, как точку социального пространства,
оказываются неубедительными и непродуктивными. Человеческий индивид, представленный
в многомерности своего бытия, может и должен быть понят сам как процесс, причем как
процесс, обеспечивающий «пульсацию» общественного организма. Социальный процесс,
таким образом, представляет собой полисубъектное образование, организованность коего
осуществляется по разным линиям и переплетениям человеческой деятельности, в
различных формах переноса, сочетания и роста живых и опредмеченных человеческих сил.
Полисубъектность, дискретность, интервальность социального процесса задают некие
исходные условия для действующих в нем индивидов: люди поддерживают и реализуют
социальную организацию через определенные функции. В некотором отношении исходным
образом функционируют в социальном процессе и вещи: они идут по линиям этого процесса
главным образом благодаря социальным качествам, приобретенным ими в ходе
человеческой деятельности, и этим в основном определяется их роль в жизни людей.
Однако социальные функции, задавая некое пространство деятельности индивидов, не
предопределяют результатов их деятельности, объема и содержания их самореализации.
Более того, они «оживают» только в реализации человеческих сил и способностей и в
конечном счете сами зависят от них как по сути, так и по форме.
|