Человеческая самореализация постоянно переходит рамки функциональной структурности
социального процесса и так создает предпосылки для новых форм сочетания сил социальных
индивидов. В этом плане самореализация человеческих индивидов оказывается главным
импульсом и мотивом, преодолевающим сложившуюся или заданную мерность социального
процесса. Причем это способствует эволюции социальных форм, действующих и в
человеческом, и в вещном бытии, втянутом в деятельность людей. Люди, меняя стандарты
своего поведения, приближаются к учету и пониманию многомерности мира вещей,
неисчерпанности вещей социальными их функциями. Человеческие вещи предстают знаками
таящейся в них процессуальности, недающейся плоскому отображению и линейному
описанию и, таким образом, указывающей на новые возможности и границы человеческой
самореализации.
Не вдаваясь пока в «детали» о них речь позже, поясним этот тезис следующим образом.
Индивидуальное развитие человека развертывается как многомерный процесс. Это залог
становления личности. Это и условие участия человека (именно как человека, а не как
натурального довеска) в воспроизводстве социальных связей и культуры.
Деятельность индивидуального человека, как минимум, трехмерный процесс, поскольку она
включает в себя отношение человека к предмету, его отношение к другому человеку (людям,
обществу) и отношение его к самому себе. Деятельность с предметом, общение и
самореализация грани одного и того же жизненного процесса человеческого индивида.
Каждая из этих граней, прямо или косвенно (как опосредованное и поэтому скрытое
отношение), включает другие.
Индивид может по-человечески действовать с предметом, поскольку он в процессе общения
сделал своей способностью человеческий способ деятельности. Он по-человечески общается
с другими людьми, поскольку может предметно представить и определить значения и
смыслы своих и чужих поступков. Он может по-человечески относиться к самому себе, ибо
располагает возможностями и способностями культивировать свои силы во взаимодействии
и в сообществе с другими людьми, т.е. он может реализовать себя как предметную и
социальную силу, как индивидное бытие, открытое к различным формам социального
процесса.
В бытии индивидуального человека различные грани и измерения, которые включают его «в
социальный процесс», не рядоположены друг другу, они постоянно варьируются,
«возвращаются», обновляются, образуют различные сочетания и «сплавы» и вносят тем
самым в социальный процесс «коррективы», создают дополнительные мотивы, усиления,
стимулы.
Многомерность социального процесса может постигаться совершенно разными путями,
трактоваться и описываться непохожими средствами.
Если мы рассматриваем эту многомерность как формировавшуюся и весьма масштабную
историческую «конструкцию», то она и выявляется, и смотрится (или «читается»), и
предстает в образе надиндивидной системы, где люди действуют и общаются по заданным
уже траекториям. В этом образе социального процесса на долю людей приходится работа по
сохранению и воспроизведению социальных связей: их собственное индивидное творчество
воспринимается в качестве диссонанса по отношению к сбалансированным линиям
социального воспроизводства.
Если же мы стремимся истолковать многомерность социального процесса именно как
процесса, т.е. фиксируем ее как потенцию постоянного становления совместной жизни
людей и организации этой жизни, тогда мы увидим, что в многократных вариациях и
повторениях индивидуальной деятельности людей как раз и происходит обновление и
наращивание совокупной социальной жизни, причем оно вместе с тем оказывается и
сохранением ее основополагающих форм.
|