Общество обращается к социальной философии, когда ему не ясны перспективы развития,
когда оно испытывает потребность реформировать сложившуюся систему социальных
связей, когда ему нужны новые средства для активизации человеческих сил, для
использования культурных ресурсов. Россия нуждается в такого рода социально-
философской работе. Только не надо эту работу подменять поиском готового результата, не
надо конкретную методологическую деятельность и выстраивание мировоззрения подменять
готовой социально-философской доктриной.
Вопрос о пути России это именно вопрос. Сама его постановка предполагает учет
различных «измерений» социального процесса. Особенность общества и его культуры
выявляется через сопоставление с другими обществами и культурами. Идея его развития
оформляется в ходе углубляющегося осмысления его прошлого, в конкретном рассмотрении
практических и духовных перспектив, в диалоге и споре с действующими теориями и
идеологиями. Вопрос об особом пути России это вопрос о перспективах ее развития в
современном мире, т.е. в значительной мере вопрос социально-философской разработки
мировоззрения, анализа новых связей, возникающих между условиями и формами
человеческой деятельности. Предлагаемая книга и рассматривается автором прежде всего
как введение к анализу такого рода.
Данное издание является третьим (первое М.: Наука, 1994; второе М.: АСПЕКТ
ПРЕСС, 1996), исправленным и дополненным. В нем изменены и расширены главы IV и V,
прибавлено Послесловие, появились схемы связей основных понятий, вопросы «на
уточнение» и на «понимание», завершающие вместе с основной и дополнительной
литературой изложение каждой главы. В этом издании удается в основном
придерживаться той структуры текста, что определилась изначально, но не была реализована
в предыдущих изданиях по причинам, от автора книги не зависящим.
ГЛАВА I
ПРОБЛЕМЫ И ПРЕДМЕТ СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ
Традиционное философствование и социально-философская проблематика.
«Сверхчеловеческий» характер всеобщих категорий. Является ли социальная философия
философией человека? Отрыв бытия социального от бытия человеческого. Марксизм и
Маркс: инерция и традиция. Как вернуть людей в историю? Философская «разборка»
человеческого бытия и философия «белых ниток». Разделение и противопоставление
социального и гуманитарного как болезнь роста обществознания. Дильтей, Виндельбанд,
Риккерт; культурная и натуралистическая ориентация обществознания. Социальные
условия и жизнь людей: различия или разрывы? Как возможен социальный процесс?
1. Традиционное философствование и социально-философская проблематика
В традиционной философии более или менее четко выделялась особая область размышлений
(и исследований) об обществе, о человеке, о культуре. Иногда ее прямо называли социальной
философией, чаще социально-философская проблематика существовала в составе
философии истории, философии права, политико-социологических рассуждений.
Социальная философия как бы стояла в ряду других философских дисциплин, таких как
онтология, гносеология, этика, эстетика, антропология, философия истории; причем, как
правило, она занимала в этом ряду далеко не первые позиции. На нее распространялся
общий порядок и «устав» бытия, определенные философией: социальная философия
подчинялась общим философским категориям, соизмерялась с общими философскими
координатами, корректировалась гносеологическими и логическими стандартами.
Вырабатываемые ею понятия о человеке и обществе не имели существенного влияния на
общефилософские установки.
Одним из следствий этого положения было рассмотрение социально-философской
проблематики сквозь «призму» общефилософских определений деятельности. Другим
|