ГЛАВА IX
ОБЩЕСТВО КАК СИСТЕМА ЛИЧНОЙ ЗАВИСИМОСТИ ЛЮДЕЙ
Проблема возникновения древних цивилизаций. Усложнение общества и аграрная
культура. Земледелие, оседлость и устойчивость социальной организации. Общество,
власть и формирование государства. Усложнение орудий или создание «социальных
машин»? Великие стройки древности. Пространственная природная форма и
особенные ритмы социальной организации. Традиция как схема замкнутого социального
воспроизводства. Личность в традиционном обществе. Вещи в системе традиционных
социальных связей. Образование как передача образа действия и понимания. Традиция
и накопление социального опыта.
§ 1. Аграрная культура н укрупнение обществ
Процесс становления и усложнения социальности растягивается в необозримую и
неописуемую длительность. Он не «предлагает» и не представляет обшей логики своего
развития. Изучение отдельных его интервалов или локальных образований требует учета
огромного материала и работы многих специалистов. Такая работа делалась и делается. Она
связана не только со сбором материалов, но и с поиском такой логики или логик, которые
позволили бы эти материалы сравнить, фиксировать связи обществ в пространстве и времени
социальной эволюции.
С учетом этого социально-философская задача заключается не столько в том, чтобы строить
общую концепцию социального процесса (тем более учитывающую его многообразие, его
принципиальную неохватываемость схематическим описанием), сколько в том, чтобы
определить поворотные моменты в его течении, выявлять мотивы его движения,
открывающиеся вслед за «поворотами», влияние этих мотивов на сформировавшиеся прежде
структуры. Особенно важно фиксировать, как при одних и тех же, казалось бы, компонентах
социальной жизни люди, естественные и искусственные вещи создаются новые формы
реализации общественных сил, новые комбинации человеческих действий.
Один из самых трудных, самых интересных вопросов: как в социальной эволюции
осуществляется переход от сравнительно небольших социальных образований,
объединивших около сотни человек, к довольно крупным социальным системам,
охватывающим и организующим жизнь сотен тысяч людей, как возникают общества
которые мы имеем в виду, когда говорим о древних цивилизациях Египта, Ближнего
Востока, Индии, Китая, Центральной Америки? Как эти социальные системы обретают
определенность, структурно оформляются, становятся относительно замкнутыми и
устойчивыми на протяжении столетий? Простого ответа на этот вопрос нет, хотя были
попытки объяснить появление таких систем отдельными факторами: ростом населения или
климатическими изменениями, расширением обменов или развитием производительных сил,
завоеваниями или классовой борьбой.
Стремясь к определенности, но и не желая впадать в упрощение, может быть, стоит
поставить вопрос так: почему образование крупных социальных систем сопряжено с
развитием земледелия, с распространением и усложнением аграрной культуры?
Первым ответом на этот вопрос будет, видимо, соображение о том, что охота как
доминирующий тип общественной организации, как форма совместно-разделенной
деятельности людей, определяющая взаимодействия людей с природой, их собственно
человеческие взаимоотношения, их индивидную самореализацию, исчерпала свое
эволюционное значение.
Этот тезис можно пояснить следующим образом. Речь, разумеется, идет не о том, что охота
исчезает из практики общества. Речь о том, что она перестает играть роль ведущего
фактора практической жизни, уступает эту роль другим видам деятельности. Эволюционный
|