62
отдельных деталей с фоном меняют зрительное восприятие их размера. Темный квадрат на
светлом фоне будет выглядеть меньше по размерам, чем светлый квадрат на темном фоне,
хотя на самом деле их размеры одинаковы.
Гармоничные сочетания цветов. Практикой установлен целый ряд правил составления
цветовых гармоний, главные из них нюансные и контрастные. Часто применяются гаммы,
построенные на сочетании: отличающихся по светлоте оттенков одного цветового тона; трех
цветов, один из которых объединяет два других и является их смешением; двух или трех
цветов, расположенных в спектре и близких по своей теплохолодности основного и
дополнительного цветов (контрастная гамма); трех цветов, расположенных на равных
расстояниях в цветовом круге; теплых тонов с черным или холодных тонов с белым.
Психологическая оценка воздействия цвета в огромной степени зависит также от
особенностей его восприятия при различном свете. Лучше всего цвета различаются при
солнечном освещении, в сумерках красный цвет приближается к черному, желтый к
серому и гаснет, зеленый и голубой в сумерках кажутся еще более светлыми, однородно
насыщенный цвет во всех случаях утомляет зрительный аппарат.
Активные цвета (красный, желтый, оранжевый) вызывают четкое изображение на
сетчатке глаза с далекого расстояния и даже в тумане, а пассивные цвета (голубой и
фиолетовый) на таком же расстоянии будут казаться расплывчатыми, смазанными.
Желтый, белый, красный, голубой цвета увеличивают предметы, все темные и особенно
черный цвет соответственно уменьшают предметы из-за явления иррадиации.
При оценке психофизического влияния цвета учитываются два психологических закона:
явление синестезии и явление ассоциации. Явление синестезии возникновение ощущений,
одинаковых для всех людей, независимо от их опыта и привычек, например: впечатления от
тепла или холода, вызываемых теплым или холодным цветом. Явление ассоциации состоит в
том, что представление человека о цвете зависит от его индивидуального опыта.
Символическое значение цвета. К психологическому действию цвета относится и его
символика. Цвета оказывают различные эмоциональные воздействия на людей в
зависимости от их возраста, вероисповедания, места проживания, национальности,
социального положения и, выражают различные значения.
Например, красный цвет ассоциируется с опасностью, зеленый цвет символ весны,
плодородия, благополучия, радости у многих народов Востока, Индокитая и символ
коварства, лжи, измены и лицемерия в Европе. Черный цвет символ траура, печали в
большинстве стран; фиолетовый вызывает тоску, меланхолию, нагнетает чувство
драматических ситуаций, беспокойных предчувствий у большинства людей, тогда как
светло-фиолетовый (сиреневый) символ чистоты, свежести, невинности. Оранжевый цвет
цвет радости, бодрости создает жизнерадостное настроение.
Чехословацкий специалист Гизел Освальд, исследуя цветовую символику, заявил, что
белый цвет нежелателен в Испании, Китае, Южной Африке, так как там он означает траур и
смерть. Сочетание красного, белого и голубого не рекомендуется в Таиланде. Голубой цвет
по политическим мотивам не любят арабы, желтый цвет цвет траура и болезней непри-
емлем для стран Ближнего Востока.
Все цвета можно расположить по определенным группам, каждая из которых
характеризует смысл родственных явлений и вызывает близкие эмоциональные ассоциации.
В результате суммирования и анализа различных эмоциональных свойств цветов
исследователем Р.Р.Кликсом составлена таблица (см. рис.28).
Человек, умеющий видеть, различать цвета, наблюдать цвета в их гармоничном
сочетании, активизирует свои психические процессы и организует свою повседневную
деятельность на более высоком энергетическом уровне.
Вот почему в уроке 6 мы достаточно подробно изложили механизмы
психофизиологического, эмоционального воздействия цвета на человека. Мы хотим, чтобы
вы включили этот мощный резерв воздействия на память, на свои состояния. Эти
механизмы можно тренировать, для чего необходимо работать с цветом. В уроке 6 мы
вводим ряд тренировочных упражнений с цветом.
|