92
Приложения
Приложение ¹ I
Медитативные тексты
¹ 1. Чайная церемония
После распространения в Японии в XIII веке буддийского учения школы дэен японские
монахи превратили чаепитие в специальную церемонию. Стандартная чайная церемония ре-
ализуется по алгоритму САТОРИ и происходит следующим образом. Вначале гость
проходит во дворик перед чайным домиком, где он ожидает появления хозяина-Мастера на
специальной скамейке. Вся окружающая обстановка способствует созданию у гостя
состояния отрешенности от сущности мира и его подготовки к временному переходу в иной
мир, где царит тишина, гармония, чистота, непринужденность и искренность. После
молчаливого приглашения хозяина начинается Путь чая: гость совершает ритуальное
омовение в ключевой воде утреннего сбора и по дорожке, искусно выложенной камнями,
направляется к чайному домику размером в семь квадратных метров. Через обязательный
узкий лаз, а не через дверь гость проникает в скромное помещение, единственным
украшением которого является безмолвная картина, расположенная в специальной нише.
Картина всегда символична. Например, образ Луны, отражающийся в глади воды
безбрежного озера. После легкого угощения бульоном и овощами хозяин снова провожает
гостя во двор. Гость дожидается нового приглашения. На втором этапе вместо картины в
нише появляется скромная ваза с цветами: самый длинный цветок олицетворяет небо,
средний землю, а самый маленький человека. Общая атмосфера радует сердце гостя!
Хозяин достает чайные принадлежности и начинает готовить на глазах у гостя «густой чай»,
заливая кипятком смолотые в порошок листья зеленого чая и взбивая ароматный кипяток до
пены бамбуковым венчиком. Хозяин и гость начинают неторопливо беседовать на воз-
вышенные темы и медитировать, погружаясь в состояние «чайной самадхи». В ходе беседы
гость оценивает убранство чайной комнаты, достоинства утвари, жаровни древесного угля,
изысканную простоту, естественность и безыскусность чайной посуды. Очень ценится
посуда со сколами и царапинами. «Густой чай» готовится в одной чашке, которую гости из
рук Мастера передают друг другу по очереди, отпивая по несколько глотков. После «густого
чая» производится дегустация «жидкого чая» каждый гость выпивает чашку до дна, после
чего хозяин-Мастер моет эту чашку и наполняет чаем для следующего гостя. После
окончания церемонии хозяин предлагает гостям более пристально рассмотреть чайные
принадлежности. Когда хозяин, убрав все чайные принадлежности, молча кланяется,
церемония считается оконченной. В общей сложности всех этапов она продолжается около
4-х часов.
¹ 2. Роза мира
...Распространено заблуждение, будто бы всякое религиозное мировоззрение враждебно
жизни, подменяя все ценности нашего мира ценностями миров иных. Такое обобщение не
более законно, чем, например, утверждение, будто бы искусство живописи уводит от мира,
сделанное на том основании, что такова была отчасти живопись средних веков. Враждебно
жизни религиозное кредо определенной фазы, да и то лишь в крайних его проявлениях. То
же мироотношение, о котором я говорю, не уводит от мира, а учит любить его горячей и
бескорыстной любовью. Оно не противопоставляет «миров иных» миру сему, но все их
воспринимает, как ожерелье на груди Божества. Разве хрустальная лампа меньше нам
нравится оттого, что она прозрачна? Разве мы будем меньше любить наш мир оттого, что
сквозь него просвечивают другие? Для человека, чувствующего так, и эта жизнь хороша, и
смерть может быть не врагом, а добрым вожатым, если достойно прожитая жизнь на Земле
предопределяет переход в иные не менее, а еще более насыщенные, богатые и
прекрасные формы миров...
...В том, что человек постепенно приучается воспринимать шум лесного океана, качание
|