Navigation bar
  Print document Start Previous page
 108 of 142 
Next page End  

После разглядывания его в течение нескольких минут, Дон Джексон подходит к нему,
почтительно становится перед ним на колени, склоняет голову и говорит: “По-видимому, вы
Бог. Поскольку вы Бог, только вы заслуживаете ключи от этого госпиталя”, и нежно кладет
свое кольцо с больничными ключами в ладонь пациента. Он делает паузу, а потом говорит
медленно: “Однако, если вы Бог, вы не нуждаетесь в этих ключах”. Потом он встает и идет
обратно к своему стулу и садится. Пациент сидит несколько минут, осмысляя, очень
взволнованный, а потом подпрыгивает, пододвигает свой стул к Джексону, садится,
пристально смотрит ему в глаза и взволнованно говорит: “Эй, парень, ОДИН из нас
СУМАСШЕДШИЙ!”
Коммуникация Дона Джексона, как словесная, так и несловесная, синхронизировалась с
миром пациента, а потом указала на противоречие в нем. Тот пациент МОГ ответить:
“Хотя я не нуждаюсь в ключах, потому что я Бог, я вс¸ равно возьму их”, но он НЕ
СДЕЛАЛ ЭТОГО.
Джон Розен делает то же самое немного менее тонко. С пациентом, который верит, что
он Бог, Джон берет четыре или пять сильных помощников, насильно валит пациента на пол,
садится ему на грудь, а потом говорит: “Если вы Бог, как мы, обыкновенные смертные,
можем пригвоздить вас к полу? Вы совершенно беспомощны. Если вы Бог, то давайте,
уничтожьте нас”. Розен настаивает на контакте: очень трудно оставаться кататоником, когда
кто-то сидит у тебя на груди и орет на тебя. Если пациент отворачивает голову. Розен хватает
е¸ и поворачивает е¸ обратно, а если он закрывает глаза. Розен открывает их! Если нужно, он
готов продолжать это много часов подряд. Это может показаться грубым, однако пациенту
очень трудно это проигнорировать.
Ричард: Я обнаружил, что некоторые люди с сильной внутренней референцией имеют
также сильные полярные реакции.
Это хорошее замечание. Иногда вы можете использовать это как рычаг “Ну разумеется,
такой человек, как ВЫ, НИКОГДА не сможет научиться демонстрировать свой интеллект,
приспосабливаясь к другим людям, которые важны для вас”.
Крайние варианты внутренней и внешней референции интересны, и контрасты между
ними могу научить вас некоторым полезным различениям. Конечно, большинство людей
попадают где-то между крайностями; у них есть некий способ порождать альтернативы тому,
что говорят кто-то другой, и некий способ сравнивать и оценивать их. Внутренняя и внешняя
референция является функцией от субмодальностей, которые человек использует для
конструирования альтернативных репрезентаций. Часто вы можете помочь ему найти
лучший способ достигать его целей, попросив его поэкспериментировать с изменением этих
репрезентаций.
В заключение мы хотим предупредить вас о другом способе вмонтирования
референции, который менее очевиден и намного менее полезен. Вы можете иметь внешнюю
референцию и вмонтировать внутреннюю референцию внутрь не¸! Многие лидеры культов
похожи на людей с внутренней референцией: они говорят другим, что делать. Однако она
встроена вовнутрь внешней референции: отчаянную потребность иметь большую группу
согласных с ними последователей. Поскольку эта система столь закольцована (единственный
важный аспект верования заключается в том, что определенное число других людей тоже
разделяет его), она и гораздо более хрупка. Если последователи покидают его, мир лидера
рушится. Джим Джоунс — первый пример, но есть и много других; есть даже несколько
таких в маленьком мире НЛП. Питер Гоблен хорошо сказал об этом в следующем
стихотворении:
Деятель,
Берегитесь ищущего учеников
миссионера
деятеля
всех, обращающих в свою веру
Hosted by uCoz