Navigation bar
  Print document Start Previous page
 110 of 142 
Next page End  

Стратегия реагирования на критику
Одна из фундаментальных пресуппозиций НЛП заключается в том, что “Не существует
такого явления, как неудача; существует только обратная связь”. Это прекрасная мысль,
указывающая в очень полезном направлении. Однако для большинства людей это просто
остроумная фраза, которая сама по себе не меняет их переживание или реакцию.
Большинство людей (приблизительно 70%) реагируют на критику мгновенными
захлестывающими плохими ощущениями. Потом они пытаются выкарабкаться из
эмоциональной ямы, которую только что для себя вырыли, прибегая к помощи
рационализации, ПЫТАЯСЬ достичь хорошего состояния, ПЫТАЯСЬ быть объективными и
т.п. Поскольку они уже в плохом состоянии, обычно ни одна из этих попыток не срабатывает
достаточно хорошо. И поскольку большая часть их усилий направлена на восстановление
хорошего состояния, обычно они не извлекают надлежащей пользы из любой информации
обратной связи, содержащейся в критике. Если они вс¸ же используют эту информацию, то,
как правило, много позже.
В качестве другой крайности некоторые люди (возможно, 20%), реагируют на критику,
просто отрицая е¸. Они защищают себя от любых плохих чувств, но в то же время не
позволяют себе даже рассмотреть, не является ли какая-то часть получаемой ими критики
достоверной или полезной обратной связью.
Третья группа (менее 10%) может выслушивать критику без того, чтобы мгновенно
чувствовать себя плохо. Они также могут внимательно рассмотреть, содержит ли критика
полезную обратную связь, и использовать эту обратную связь продуктивным образом, чтобы
изменить свое будущее поведение.
Разумеется, эти три группы не являются жесткими категориями. Вероятно, вы можете
найти пример каждого из этих стереотипов в своей собственной жизни — в зависимости от
состояния вашего ума, контекста, личности критикующего, рамки и т. п. Большинство из нас
попадают в плохие состояния, негативно реагируя даже на самое безобидное замечание. У
большинства из нас бывают времена, когда мы находимся в столь хорошем состоянии, что
независимо от того, насколько жестко нас критикуют, можем воспринимать это просто как
интересную информацию.
Несколько лет назад мы заинтересовались внутренней структурой, позволяющей
“специалистам” по конструктивному реагированию на критику делать это с такой легкостью.
Мы промоделировали определенное количество людей, которых характеризует очень
успешное реагирование на критику с пользой для себя. Хотя есть небольшие вариации, все
они используют один и тот же базовый внутренний процесс, и этой стратегии можно легко и
быстро обучить других людей.
Пример
(Следующий транскрипт — отредактированный вариант видеозаписи, где Стив
демонстрирует внедрение этой стратегии на Карле, участнике одного из наших Семинаров
Уровня Практиков в январе 1987). Мы также включили некоторые последующие
комментарии, сделанные Карлом двумя неделями позднее.
Во время демонстрации мы собираемся сделать две вещи. Одна заключается в том, что
я хочу продемонстрировать внедрение самой стратегии и прохождение через различные
ответвления этой стратегии и т. д. Другая вещь, которую я собираюсь сделать — это
продемонстрировать незаметный способ внедрения стратегии, а именно выполнение этого в
диссоциированном состоянии. И это будет для вас не так-то легко, Карл, потому что вы ведь
не любитель диссоциации, верно?
Карл: М-м, нет, я люблю делать диссоциацию.
Вы можете это сделать? (Гм-м-м.) О'кей. Прекрасно. Итак, я хочу, чтобы вы сделали
следующее: увидели Карла вон там в какой-либо ситуации, в которой кто-то может дать
какую-нибудь обратную связь, которая может быть истолкована как критика. Вы просто
Hosted by uCoz