Моделирование выдающегося мастерства
Наилучшим источником новых субмодальных техник является моделирование людей,
которые делают что-либо хорошо, дабы узнать, как они это делают. Обычно мы предлагаем
нашим развитым тренинговым группам искать умения, которые они могли промоделировать
друг от друга, и нам нравится делать это самим всегда, когда есть возможность.
Недавно мы ехали на машине по извилистой дороге в колорадских Скалистых Горах на
наш летний тренинг с погружением. Мы обдумывали свою программу, и из-за сочетания
умственного напряжения и извилистой дороги я (Коннира) начинала чувствовать тошноту.
Стив сказал, Хорошо, просто стань мной. Я чувствую себя хорошо. Стив просто шутил, но я
подумала, что это неплохая идея. Поэтому я притворилась, что я Стив: я переняла тон и темп
его голоса, позу, мышечное напряжение и т. п. Как только я это сделала, моя тошнота
исчезла, и я почувствовала себя хорошо.
Потом нам стало любопытно, что же определило эту разницу? Какие внутренние
сдвиги я совершила, когда стала Стивом, так что моя тошнота исчезла? Первоначально эта
информация находилась вне моего сознания. Подумав об этом, я постепенно поняла, что в
качестве Стива я приобрела панорамное осознание горизонта вокруг меня; мой фокус
внимания был на дальнем кольце гор, соединяющихся с небом. Это было почти так, как если
бы это дальнее кольцо было моей кожей моей собственной границей. Даже когда мы
проезжали узкой долиной, где я не могла видеть слишком далеко, внутренне я имела этот
стабильный панорамный далекий круг гор повсюду вокруг меня. В сравнении со всем этим в
моей голове движение машины, в которой я сидела, казалось мне совершенно
незначительным. Я в первую очередь реагировала на СТАБИЛЬНОСТЬ широкого внешнего
окружения, а не на относительно незначительное движение машины.
Раньше мне советовали смотреть на далекую точку, чтобы избежать тошноты во время
автомобильной езды. Я пробовала, но это не срабатывало. Наличие целостной устойчивой
панорамы окрестностей, а не простое смотрение в одну точку вот что определило для
меня разницу. С этого времени, если мы едем куда-то по извилистой дороге, я сначала
внимательно рассматриваю географическую панораму вокруг себя и ставлю е¸ на место,
чтобы поддерживать себя в нужном состоянии. С тех пор меня больше не укачивало в
машине.
Это заворожило нас. Это соответствовало тому, что мы выяснили о внутреннем опыте
друг друга ранее и помогло нам понять друг друга ещ¸ лучше. Стив держит в своей голове
панораму окружающего ВСЕГДА, не только когда он едет через горы. Для него всегда имело
значение, где мы живем. Поскольку мы проводим большую часть времени, работая внутри
своего офиса, я часто спрашивала его: Какая разница, находимся ли мы в городе или в
горах? Теперь мне понятно, что, поскольку он вс¸ время сохраняет вокруг себя эту панораму,
это для него действительно важно. Ему также труднее сконцентрироваться на задании, когда
окружение хаотическое. Я обычно могу легче сосредоточиться, независимо от характера
окружения. Вообще говоря, я лучше осознаю окружающих меня людей. Хотя я ценю
географическую красоту, я весьма гибко отношусь к тому, где живу.
В этом случае вместо того, чтобы задавать Стиву вопросы о субмодальностях, я
идентифицировалась с ним путем синхронизации с его внешним поведением. Внешнее
поведение является проявлением внутренних субмодальностей, поэтому если вы очень
близко синхронизируетесь с кем-либо, вы также воспримете и его субмодальности.
Этот процесс влезания в чужую шкуру называется ещ¸ глубоким трансовым
отождествлением и переключением референтного индекса. Для того, чтобы сделать
усвоенное с помощью этого процесса легко доступным в будущем, в том числе и другим
людям, важно пойти дальше и определить конкретные внутренние субмодальности,
характеризующие состояние.
В некоторых отношениях это конкретное применение может показаться тривиальным.
Однако этот метод является входной дверью ко многим других завораживающим открытиям
|