Я думаю, вам всем понятны преимущества отделения ресурсных переживаний от
неприятных. Однако, какова одна из возможных проблем с таким способом сортировки
времени?
Сэм: Вы ничему не научитесь на опыте, который помещаете позади себя.
Вы можете не научиться на нем. Покончив со своим прошлым, Джил помещает его
позади себя; но, кроме того, прежде чем поместить нечто позади себя раз и навсегда, она
сначала извлекает из него все полезные уроки и помещает их в будущее. Очень важно
сделать это, прежде чем вы оставите прошлое позади.
Сэм: Как насчет амнезии?
Ну, я вообще-то не знаю... э... гм... о чем мы говорили? (смех)
Сэм: Люди с амнезией помещают прошлое позади себя?
Нет. Амнезия это другое. Помещая прошлое позади себя, вы не много думаете о нем,
но оно вам по-прежнему доступно. Человек с амнезией, похоже, вообще не имеет доступа к
прошлому
сознательно оно недоступно ни в какой локализации. Было бы интересно
спросить кого-нибудь с амнезией, где, по его мнению, находится прошлое если бы он смог
это вспомнить.
Вы можете создать амнезию, помещая воспоминания за барьер закрытую дверь,
черный занавес и т. п. так чтобы они были временно недоступны человеку. Вы также
можете создать постоянную амнезию с помощью любой формы полного разрушения, такого,
как взять воспоминание и отправить его в черную дыру или сжечь его до пепла (см. главу
10), но в общем мы этого не советуем. Если вы полностью разрушите воспоминание, то это
не позволит вам извлечь из него пользу, когда бы то ни было.
Все ваши переживания и хорошие, и плохие, те, что у вас действительно были, и те,
которые вы можете вообразить это ценные ресурсы. Ограничив себе доступ к любому из
них, вы обедните себя.
Позвольте мне привести вам пример метода, помогающего людям извлечь выгоду из
прошлых неприятных переживаний, не испытывая из-за них беспокойства. На одном из
наших семинаров несколько лет назад был мужчина, переживший жестокую революцию в
Латинской Америке, после чего он прошел через ряд других ужасов. Этот человек заявлял,
что у него нет временной линии прошлого, и хотел иметь е¸. Я проверил это, задавая ему
вопросы, предполагавшие отнесение к прошлому времени. Как только я это делал, он
приходил в сильное замешательство. Секунду он отсутствовал, а потом спрашивал меня, о
чем я говорил.
Я сделал так, чтобы он взял вс¸ свое прошлое (большую часть которого он с
достаточным основанием вычеркнул), бессознательно диссоциировался от всех неприятных
воспоминаний и превратил их в черно-белые образы, так чтобы они его не беспокоили.
Таким образом он мог по-прежнему видеть воспоминания прошлого и учиться на них, но
чувства его оставались в стороне. Потом я сделал так, чтобы он взял все свои приятные
воспоминания и убедился, что они цветные, так чтобы он мог полно реагировать на них.
Результат был таким: у него стало гораздо меньше путаницы в связи с прошлым, поскольку у
него появился эффективный и удобный способ сортировки своих переживаний.
Фред: Сделали ли вы так, чтобы он превратил неприятные воспоминания в
неподвижные картины вместо фильмов?
Обычно я этого не делаю, потому что в фильме о прошлом событии можно хранить
гораздо больше информации, чем в неподвижной картинке. Но это, несомненно, одна из
возможностей.
Фред: Легко ли ему было изменить свой способ сортировки времени?
Да. Когда я предложил ему, что он мог бы попробовать, похоже было, что он вполне
способен проделать изменения самостоятельно. Человеческое бессознательное мышление
чрезвычайно компетентно, если вы даете ясные инструкции. Я попросил его подсознание
рассортировать всю его биографию и отделить приятный опыт от неприятного.
|