сдвинуть опыт из настоящего в прошлое или наоборот. Итак, до сего момента у вас имелась
эта проблема... предполагает, что будущее может быть иным; но, поскольку это
неоднозначно, вы не разрушите раппорт, произнеся это. Итак, до сего момента вы
чувствовали себя беспомощным, когда ваши дети не делали того, что вы к тому времени
просили их сделать.
К тому времени я поговорю с ней (будущее совершенное) ещ¸ более интересно. Оно
относится к будущему моменту после другого будущего события. Его действие
переориентировать говорящего в отдаленное будущее, с точки зрения которого говорящий
смотрит назад на прошлое событие, которое в момент, когда говорящий произносит фразу,
на самом деле ещ¸ не произошло. Итак после того как вы решили эту проблему заметите
ли вы к тому времени положительные результаты, которые вы получили от изменения?
Для многих людей помещ¸ние чего-либо в прошлое придает этому чему-либо ощущение
реальности. Вы можете использовать эту глагольную форму, чтобы поместить изменение в
прошлое по отношению к будущему, так что изменение начинает казаться реальным.
Есть ещ¸ три глагольные формы, соединяющие две временные структуры интересными
способами.
Поговорив с ней
["having" плюс причастие прошедшего времени]
16
предполагает
событие, завершившееся перед другим событием. Совершив это изменение, на чем, как вы
думаете, будет теперь сосредоточено ваше внимание?
Я надеюсь поговорить с ней (настоящее плюс неопределенная форма глагола).
Событие (поговорить), сформулированное как намерение (результат), следует за событием
настоящего (надеюсь). Вам бы понравилось ощущать ресурсность в той ситуации.
Я был рад, что поговорил с ней (прошедшее плюс совершенный инфинитив).
Подразумеваемое событие (говорил) предшествует оценке (рад), которая сама в прошлом. Как
и в поговорил к тому времени, между говорящим и описываемым событием присутствует
прошлое событие, усиливающее диссоциацию. Были ли вы озабочены тем, что у вас была
эта проблема?
Вс¸ НЛП предполагает доступ к переживаниям и изменение их последовательности.
Одно очень широкое общее определение работы по изменению таково: вы начинаете с
проблемного состояния, а потом идентифицируете соответствующее ресурсное состояние и
получаете к нему доступ. В конце концов, вы внедряете ресурсное состояние так, что оно
включается в ответ на те же сигналы, которые прежде включали проблемное состояние. Вы
можете достичь этого чисто поведенчески, несловесно вызывая и выстраивая переживания в
реальном времени, как делает дрессировщик животных. Но если вы вс¸ же пользуетесь
словами, то обнаружите, что используете глагольные времена для изменения
последовательности событий во внутреннем субъективном времени. Например: Заметив те
сигналы, которые обычно приводили к вашему плохому самочувствию, вы можете вместо
него испытать эти приятные чувства.
Вот пример того, как Ричард Бэндлер проводит торпедо-терапию, используя сдвиги
глагольных времен. Прежде чем прочесть его, подумайте о личностном изменении, которое
вам хотелось бы совершить, и используйте это изменение в качестве подразумеваемого
содержания.
Каково это будет, когда вы совершили эти изменения
сейчас... в будущем... в то
время как вы смотрите назад и видите, каково это было, когда у вас до сего момента была эта
проблема... в то время как вы думаете об этом сейчас, здесь, сидя в этой комнате?
Другой способ описать, что делал Ричард в этом предложении, таков: чтобы решить
нынешнюю проблему или ограничение, вы можете пройти через следующие шахи.
1. Если у меня есть проблема, которую я не могу решить, то я ассоциирован с
проблемным состоянием в настоящем. Я могу не осознавать желаемого состояния.
16
having в данном случае можно было бы перевести после того, как; на русский вся конструкция лучше
переводится одним деепричастием совершенного вида прим. перев.
|