Таким образом, вместо того, чтобы доказывать, что он прав, он мог бы сосредоточиться
на важности обучения или даже обучения с радостью. Иногда вы можете добавить
критерии типа интерес, удовольствие и удивление к главному критерию, который вы
регулируете.
Есть множество вещ¸й, которые могут встать на место быть правым. Когда вы
помогаете другим людям уточнять критерии, будьте осторожны, чтобы не наложить то, что
вы считаете самым важным на свете. Иногда человек приходит к вам с каким-то результатом,
а вы думаете: Ну, это не очень стоящая вещь! Когда это случается, не забывайте, что сдвиг
критериев делается для того, чтобы помочь людям отрегулировать их собственные критерия
чтобы получить больше того, чего они хотят в жизни. Они могут желать быть совсем не
такими, какими желаете быть вы. До тех пор, пока изменение не нарушает ваших этических
принципов и является конгруэнтным другим их целям и критериям, помогите им совершить
его.
Когда я работаю с кем-то, я не пытаюсь предписывать, что он должен подставить на
место конкретного критерия. Я делаю предложения и комментарии, чтобы помочь ему
выяснить, что для него экологично, и я обсуждаю экологические проблемы. Например, если
он выбирает быть любимым, я скажу: Хорошо, действительно ли вы хотите быть до такой
степени во власти поведения других людей? Он может тогда поискать что-либо ещ¸. Не
существует единственного правильного ответа, поскольку правильность ответа будет
определяться человеком, который хочет измениться. Если вы предлагаете множество
вариантов, то можете заметить, на что человек реагирует. Элементы, которые мы обсудили,
дают вам некоторые способы помочь клиенту совершить действительно подходящее
изменение.
Демонстрация сдвига критерия
(Следующий транскрипт взят из тренинга, проведенного Коннирой в Далласе, Техас, в
январе 1986 года. Транскрипт был незначительно отредактирован для облегчения чтения.)
Хотите посмотреть, как я быстро продемонстрирую пример изменения? О'кей. Кто уже
рассортировал свою иерархию, во-первых? И, во-вторых, вы знаете нечто, что хотите
сделать либо более, либо менее важным. Думая об этом, подумайте обо всей информации,
которую имеете лично вы, и подумайте о том, что говорили вам другие люди. Есть ли нечто,
что, по мнению других людей, вы могли бы сделать более или менее важным? Это не значит,
что вы обязаны, но это источник информации. Вы можете рассмотреть е¸ и решить,
считаете ли вы это хорошей мыслью или нет.
Дэвид (быстро): О'кей. Что вам требуется?
Этот человек эффективен, когда надо переходить к делу! О'кей, какова ваша иерархия?
Как вы кодируете е¸ с точки зрения субмодальностей?
Дэвид: Что до субмодальностей, у меня есть удовольствие (делает жест левой рукой
далеко вперед и чуть-чуть влево). Потом личное совершенствование (показывает на
расстояние около 2 футов прямо впереди), а потом семья (показывает обеими руками около
груди), и я нахожусь в ней.
А что более важно?
Дэвид: Семья.
О'кей, я это подозревала. Таким образом, он имеет близкие ему критерии. Я всегда
говорю о высокоценных критериях, и это действительно обычный способ говорить о них.
Некоторые люди имеют близкие критерии, а другие базовые ценности, О'кей, таким
образом, его критерии находятся на линии, чуть-чуть уходящей влево с одним критерием
вдалеке и более важными критериями ближе. Теперь, есть ли у вас в уме нечто, что вы
хотите сделать более важным или менее важным?
Дэвид: Угу.
Хотите ли вы сказать нам об этом или нет? Вы не обязаны. Это не имеет значения.
|