психические процессы в норме, у здоровых людей. Процесс же диагностики психических расстройств, с
одной стороны, предполагает разделение собственно расстройств, вызванных органическими
нарушениями, и индивидуальных особенностей личности, а с другой диагностика психических
расстройств
требует подтверждения наличия у человека собственно психологических нарушений, что
делается с помощью патопсихологических и нейропсихологических экспериментов, а также
посредством различных психологических тестов (проб). Совпадающим предметом психиатрии и
клинической психологии являются психические расстройства. Однако клиническая психология, кроме
того, занимается такими расстройствами, которые болезнями не являются (так называемые
«пограничные психические расстройства»). Фактически же современная психиатрия и клиническая
психология различаются не предметом, а точкой зрения на один и тот же предмет: психиатрия делает
акцент на морфо-функциональной (соматической) стороне психического расстройства, тогда как
клиническая психология акцентирует внимание на специфике психологической реальности,
возникающей при психических расстройствах.
Связь клинической психологии с психопатологией прослеживается в особой области
медицинской науки психопатологии. И патопсихология, и психопатология имеют дело с одним и тем
же объектом: нарушениями психической деятельности. Поэтому существует мнение, что эти
дисциплины совпадают одна с другой и различаются только углом зрения, под которым они
рассматривают больных людей. Но вот каков этот угол зрения? Б. В. Зейгарник утверждала, что
патопсихология (в отличие от психопатологии) занимается изучением закономерностей распада
психической деятельности в сопоставлении с закономерностями формирования и протекания
психических процессов в норме /14/, тогда как психопатология якобы изучает только нарушенные
психические функции. Однако Б. Д. Карвасарский вполне справедливо замечает, что невозможно
представить себе изучение психических расстройств без какого-либо обращения к норме и учета ее /20/.
Этот ученый усматривает различие между патопсихологией как разделом клинической психологии и
психопатологией как сугубо медицинской дисциплиной только в том, какими категориями пользуется та
или иная дисциплина для описания психических нарушений. Патопсихология описывает
преимущественно психологическую сторону психических нарушений, т. е. изменения сознания,
личности и основных психических процессов восприятия, памяти и мышления, тогда как
психопатология описывает
психические нарушения медицинскими категориями (этиология, патогенез,
симптом, синдром, симптомокинез (динамика возникновения, развития, существования, соотношения и
исчезновения элементов синдрома), синдромотаксис (взаимосвязь различных синдромов)) и
критериями (возникновение, прогноз и исход патологического процесса).
Связь клинической психологии и неврологии проявляется в концепции психоневрального
параллелизма: каждому событию в психической сфере обязательно соответствует отдельное событие на
уровне нервной системы (не только центральной, но и периферической). Существует даже отдельная
междисциплинарная область медицины психоневрология.
Связь клинической психологии и психофармакологии заключается в изучении последней
психологических эффектов лекарственных средств. Сюда же можно отнести и проблему плацебо-
эффекта при разработке новых лекарственных соединений.
Связь клинической психологии с физиологией высшей нервной деятельности и психофизиологией
проявляется в поиске корреляций между патопсихологическими процессами и их физиологическими
коррелятами.
Связь клинической психологии с валеопсихологией и психогигиеной заключается в совместном
определении факторов, противостоящих возникновению психических и соматических расстройств, и
уточнении критериев психического здоровья.
Связь клинической психологии со специальной психологией и педагогикой проявляется в поиске
путей коррекции проблемного поведения детей и подростков, вызванного нарушениями психического
функционирования или аномалиями личностного развития.
1.2. Работа клинических психологов в воспитательных и образовательных учреждениях
Основные аспекты деятельности клинического психолога в воспитательных и образовательных
|