учреждениях
диагностический, коррекционный и профилактический.
Диагностический
аспект
деятельности заключается в уточнении роли психологических и психосоциальных факторов в
возникновении проблемного поведения ребенка в самых разнообразных сферах: в обучении, в
межличностных отношениях и т. д. Клинико-психологическое обследование помогает определить
актуальные причины проблем, скрытые признаки нарушения развития, определить структуру этих
нарушений и их взаимосвязь. Клинико-психологическое обследование по содержанию шире, чем
патопсихологическое, поскольку сюда включается не только экспериментальная диагностика
(тестирование) психических функций, но и самостоятельное обследование структуры и специфики
системы отношений личности проблемного ребенка опросными методами (самоотчеты, клиническое
интервью, экспертные оценки и т. п.), а также анализ поведения проблемного ребенка в естественных
условиях и его интерпретация, основывающаяся на понимании внутренних мотивов и побуждений, а не
только нормативных требований. Знание основ клинической психологии также позволяет педагогу и
школьному психологу в первом приближении дифференцировать отклонения в развитии и поведении
ребенка, возникшие под влиянием социальной ситуации развития, от внешних проявлений
болезненных нарушений психической деятельности и выбрать адекватную стратегию взаимодействия и
помощи проблемному ребенку.
Диагностический аспект наиболее востребован в экспертной деятельности клинического
психолога в составе психолого-медико-педагогических консультативных центров (ПМПК), в судах,
рассматривающих дела с участием несовершеннолетних правонарушителей, в призывных комиссиях
военкоматов.
Психотерапия и психокоррекция как разновидности клинико-психологической интервенции в
случаях проблемного поведения основываются на применении одних и тех же методов и техник,
поэтому их различение является условным. Оно связано с конкурентным разделением сфер влияния
психиатрии и психологии, с различным пониманием механизмов и ведущих причин возникновения
психических и поведенческих расстройств в этих науках, а также с различными целями применения
психологических методик воздействия на личность. И психотерапия, и психокоррекция представляют
собой целенаправленное психологическое воздействие на отдельные психические функции или
компоненты личностной структуры в процессе взаимодействия как минимум двух человек: врача и
больного, психолога и клиента.
Этимологически термин «терапия» связан с облегчением состояния страдающего человека или
избавлением его от того, что приносит ему страдание. Исторически употребление этого слова
закрепилось за медициной. Основным значением термина «коррекция» является исправление,
устранение или нейтрализация того, что представляется нежелательным или вредным для человека.
Нежелательный компонент далеко не всегда может приносить его обладателю страдание:
нежелательность может быть связана с несоответствием личности, обладающей некоторым
психологическим качеством или свойством, «идеальной модели» человека. И в этом смысле коррекция
оказывается тесно связанной с понятием «воспитание».
Психокоррекция выступает частью
воспитательного процесса, поскольку психолог воздействует на выходящие за пределы установленной
нормы показатели психического (память, внимание, мышление, эмоции, воля) и личностного (мотивы,
установки, ценностные ориентации) развития ребенка, приводя его к «оптимальному уровню»
функционирования в обществе.
Если обратить внимание на историю развития психотерапии как психиатрической практики, то
мы обнаружим, что психотерапия берет свое начало с введенного в конце 1790-х гг. в ряде
психиатрических лечебниц метода нравственной терапии /16/. Под нравственной терапией понимался
набор особых способов обращения и взаимодействия с душевнобольными, изменяющий их систему
отношений к себе и миру и блокирующий «вредные» влияния среды. Нравственная терапия стала
основным стандартом лечения после работ французского психиатра Ф. Пинеля (1745-1826), создавшего
знаменитую систему лечебного воспитания и перевоспитания душевнобольных.
В Англии идеи Ф. Пинеля были развиты психиатром С. Тьюком, который и ввел для
обозначения нравственного лечения новый термин
психотерапия /36/. Психотерапия,
организованная С. Тьюком, включала в себя труд больных, родительскую заботу о них со стороны
персонала и религиозно-нравственное воспитание.
Все это должно было вернуть «безумцев» к нормам
|