жизни в обществе.
Таким образом, психотерапия и психокоррекция различаются только целями и объектом
психологического воздействия. Поэтому коррекционный аспект деятельности клинического психолога в
такой же мере может быть (по сути) и психотерапевтическим, если понимать под ним не только
исправление или компенсацию психических недостатков, но и содействие полноценному развитию и
функционированию личности ребенка, имеющего психические нарушения или проблемное поведение.
Определение ведущих причин и знание психологических механизмов нарушений позволяют
клиническому психологу осуществлять внутриличностную или межличностную, индивидуальную или
групповую психокоррекцию или психотерапию в самых различных образовательных и воспитательных
учреждениях. Наиболее востребован этот аспект деятельности в специализированных школах (классах
компенсирующего обучения) для
проблемных детей, а также в детских исправительных учреждениях
системы Министерства юстиции и комнатах (отделах) профилактики правонарушений среди подростков
системы Министерства внутренних дел. Однако и в рамках обычных консультационных
психологических служб системы образования может иметь место психотерапевтическая и
психокоррекционная деятельность, направленная на оказание клинико-психологической помощи детям,
ставших жертвами различных психотравмирующих обстоятельств: пренебрежение; эксплуатация или
злоупотребление; пытки или любые другие жестокие, бесчеловечные или унижающие достоинство
виды обращения; наказания; вооруженные конфликты, природные и техногенные катастрофы.
Необходимо отметить, что, хотя принципиальная возможность участия клинического психолога с
университетским образованием в психотерапевтических и реабилитационных мероприятиях с
больными детьми не может быть оспорена на теоретическом уровне, на практическом уровне
проникновение психологов с немедицинским образованием в клиническую область часто
воспринимается негативно психиатрическим сообществом. Это связано прежде всего с различным
концептуальным подходом к проблеме здоровья и болезни, а также с неоднозначной трактовкой
психики в психологии и психиатрии. На сегодняшний день психотерапевтическая
деятельность
клинического психолога все еще остается предметом дискуссий.
Профилактический аспект применения клинико-психологических знаний в образовательных и
воспитательных учреждениях связан с предотвращением возникновения у здоровых детей и подростков
нарушений в психической деятельности личности и поведении, а также с предупреждением развития
обострений и психосоциальной дезадаптации у аномальных детей, имеющих личностные и
поведенческие особенности, и у компенсированных детей, перенесших острые психические
расстройства. Профилактической следует признать и деятельность, направленную на формирование в
образовательных и воспитательных учреждениях толерантной среды по отношению к детям и
подросткам, имеющим те или иные особенности личности, психологического статуса или развития.
Психопрофилактика разделяется на первичную, вторичную и третичную.
Первичная психопрофилактика заключается в информированности руководителей и сотрудников
учреждений, педагогов, родителей и самих детей и подростков о причинах возникновения психических
расстройств, дезадаптивных состояний, нарушений поведения. Психопрофилактическая работа с
руководителями, сотрудниками и педагогами позволяет организовать в учреждении социальное
пространство, препятствующее формированию психологических нарушений под воздействием
психосоциальных факторов. Просвещение также способствует своевременному обращению к
специалистам в ситуациях, создающих повышенный риск формирования нарушений.
Вторичная психопрофилактика направлена на работу с детьми, уже имеющими психические
расстройства и нарушения поведения, с целью предотвращения или компенсации негативных
последствий и отягощения имеющихся расстройств.
Третичная психопрофилактика включает реабилитацию и интеграцию проблемных детей
(имеющих психические расстройства или нарушения поведения) в широкий социальный контекст,
предотвращает их изоляцию, агрессию и сопротивление, основанные на ощущении своей «инакости».
1.2.1. Правовые и организационные аспекты клинико-психологической работы в
воспитательных и образовательных учреждениях
|