мозг, в свою очередь, представляет собой совокупность различных «центров», каждый из
которых целиком заведует определенной функцией;
под локализацией понималось непосредственное наложение психического на
морфологическое /41, 43/.
Но, к сожалению, представители данного подхода не могли объяснить хорошо известные
клинические факты: почему при поражении отдельных участков мозга могли нарушаться одновременно
несколько психических функций и почему одна и та же функция страдала при поражении разных
участков.
В противовес локализационизму появился антилокализационизм (эквипотенциальная
концепция). Наиболее яркими представителями данного направления были физиологи М. Флуранц, К.
Гольдштейн, Гольц, К. Лешли и психологи Вюрцбургской школы. Мишель Флуранц утверждал, что мозг
неразделим на отдельные части, кора однородна и равноценна, как любая железа, например, печень. И
мозг продуцирует психику так же, как печень желчь. Результаты, полученные Флуранцом,
противоречили опытам френологов. Он обнаружил, что частичное разрушение коры не влияет на
поведение и что надо удалить весь конечный мозг, чтобы нарушить такие высшие психические
процессы, как восприятие и регуляция произвольных движений. Исследования М. Флуранца продолжил
К. Лешли, английский невролог, доказавший своими знаменитыми экспериментами на крысах, что
степень нарушения психических функций зависит не от локализации очага поражения, а от массы
пораженного мозга. Или, другими словами, нарушение функции не зависит от места повреждения
(«закон эквипотенциальности»), но пропорционально величине повреждения («закон действия массы»)
/25/. Опираясь на работы Е. Д. Хомской, можно обозначить основные методологические положения
антилокализационистов:
психическая функция есть неразложимая на компоненты психическая способность;
локализация функции представляет собой непосредственное соотнесение психического и
морфологического;
мозг это однородное целое, равноценное и равнозначное для всех психических функций во
всех своих отделах;
психическая функция равномерно связана со всем мозгом /41, 43/.
Открытия тех или иных «мозговых центров» в 70-80-е годы XIX в. поставили под сомнение
правомерность представлений о мозге как примитивной, недифференцированной нервной массе.
Оппонентом как узких локализационистов, так и их противников стал английский невролог Дж.
Хьюлингс Джексон, высказавший предположение, что к мозговой организации сложных форм
психических процессов следует подходить с позиции уровня их построения, и предложивший
иерархический подход к строению нервных центров /16/. Эти положения были развиты позже (в первой
половине XX в.) фон Монаковым (1914), Хэдом (1926) и Гольдштейном (1927). Они попытались
объединить оба подхода, что привело к появлению эклектической концепции, согласно которой
локализовать в определенных участках можно лишь относительно элементарные сенсорные или
моторные функции. Однако высшие психические функции связаны со всем мозгом равномерно /22/.
Кроме того, существовала и откровенно идеалистическая концепция, которой придерживались
такие крупные физиологи, как Г. Гельмгольц, Ч. Шерингтон, Э. Эдриан, Дж. Эклз, отрицавшие саму
возможность связать мозг и психику.
К сожалению, ни одно из рассмотренных направлений исследования не позволяло выявить
подлинные механизмы психической деятельности человека. Для решения этой задачи необходимо было
пересмотреть методологическую основу изучения взаимосвязи психических функций и мозга. Итогом
стало появление теории системной динамической локализации психических функций А. Р. Лурия.
Данная концепция основана на понимании психических явлений как системных качеств
физиологических функций. Основополагающим является принцип динамической организации
психических функций, сформулированный И. П. Павловым и развитый А. Р. Лурия и Л. С. Выготским.
И. П. Павлов выделил в коре больших полушарий «ядерные зоны анализаторов» и «рассеянную
периферию» и совместно с А. А. Ухтомским сформулировал принцип динамической локализации
функций как сложного взаимодействия возбудительного и тормозного процессов на различных
элементах системы анализатора, благодаря чему создается ответная деятельность организма /30/. Причем
|