А. А. Ухтомский придавал большое значение временным показателям работы разных элементов,
входящих в динамическую систему. Эти идеи нашли подтверждение в работах Н. П. Бехтеревой и ее
коллег. Проведенные ими исследования показали, что любая сложная психическая деятельность
обеспечивается работой сложных констелляций мозговых зон, составляющих звенья единой системы.
Некоторые из этих звеньев являются «жесткими», т. е. принимают постоянное участие в реализации
психических функций, другие «гибкими», которые включаются в работу лишь при определенных
условиях. «Гибкие» звенья системы составляют подвижный динамический аппарат, благодаря которому
достигается изменчивость функций /10/.
А. Р. Лурия и Л. С. Выготский пересмотрели такие понятия, как «функция», «локализация» и
«симптом». Центральное для нейропсихологии понятие «высшие психические функции» было введено
Л. С. Выготским /14, 15/, а затем подробно разработано А. Р. Лурия /19/. «Под высшими психическими
функциями (ВПФ) понимаются сложные формы сознательной психической деятельности,
осуществляемые на основе соответствующих мотивов, регулируемые соответствующими целями и
программами и подчиняющиеся всем закономерностям психической деятельности» /41, с. 27/.
Благодаря этому подходу психическую функцию стали рассматривать не как простую
способность, не как отправление той или иной ткани мозга, а как психологическую систему,
обладающую сложным психологическим строением и включающую много психологических
компонентов. Такое понимание функции как функциональной системы основывается, во-первых, на
представлении о подвижности входящих в ее состав частей (наличие постоянной задачи,
осуществляемой с помощью меняющихся средств) и во-вторых, на том, что сложный состав
функциональной системы всегда включает целый набор афферентных (настраивающих) и эфферентных
(осуществляющих) компонентов.
С этой точки зрения локализация ВПФ представляет собой системный процесс на основе
многокомпонентного состава функциональной системы. ВПФ, как сложные функциональные системы,
должны охватывать сложные системы совместно работающих зон мозга, каждая из которых вносит свой
вклад в осуществление сложных психических процессов. Системное представление о локализации ВПФ
отличается следующими особенностями:
ВПФ имеют опосредованный характер (опираются на исторически сложившиеся
вспомогательные внешние средства, которые оказываются существенными факторами установления
функциональной связи между отдельными участками мозга, объединяющимися в единую
функциональную систему);
локализация ВПФ не является устойчивой, меняясь как в процессе развития ребенка, так и на
последовательных этапах упражнения.
Опираясь на пересмотренные понятия «функция» и «локализация», А. Р. Лурия и Л. С. Выготский
сформулировали концепцию системной динамической локализации ВПФ, согласно которой любая
психическая деятельность человека является сложной функциональной системой, обеспечиваемой
целым комплексом совместно работающих аппаратов мозга. Эти функциональные системы
формируются в онтогенезе и могут динамически перестраиваться в зависимости от конкретной задачи.
Они имеют двойной принцип строения вертикальный и горизонтальный /22, 41/. Таким образом
психическая функция любой степени сложности осуществляется при участии целого ряда корковых зон,
подкорки, активизирующей системы мозга и, следовательно, не может быть локализована в каком-то
одном участке коры. Один и тот же аппарат может перестраиваться для обеспечения разных видов
деятельности. Е. Д. Хомская подчеркивает, что ВПФ обеспечиваются мозгом как целым, но это целое
состоит из высокодифференцированных разделов /43/, систем, каждая из которых вносит свой вклад в
реализацию функции.
Пересмотр понятия «симптом» позволил А. Р. Лурия разработать основной метод
нейропсихологии метод синдромного анализа. Под симптомом традиционно понимали признак
нарушения функции. Узкие локализационисты полагали, что нарушение функции, наступающее в
результате разрушения определенного участка мозга, является прямым доказательством того, что данная
функция локализована в разрушенном участке мозга. Если же рассматривать функцию как сложную
функциональную систему, в организации которой принимают участие разные отделы мозга, то
поражение любого из них приводит к нарушению функции в целом. Следовательно, «симптом» еще
|