функциональной системы. В результате поврежденная функция начинает работать с помощью нового
набора психических средств, что предполагает и ее новую мозговую организацию. В настоящее время в
сферу деятельности нейропсихологов входят больные, перенесшие инсульт, различного рода травмы
мозга и т. д. Разрабатываются новые методы восстановления речи, аудиовизуальные методы,
групповые, воздействие на эмоционально-личностную сферу больных.
Экологическая нейропсихология оценивает влияние различных неблагоприятных экологических
факторов на состояние психических функций и на эмоционально-личностную сферу с позиций
нейропсихологии. Данное направление начало развиваться вскоре после Чернобыльской катастрофы
/40/, и в условиях постоянно ухудшающейся окружающей среды эти исследования становятся все более
актуальными.
Нейропсихология развития. Задача выявление закономерностей развития мозга. Н. Н.
Корсакова с соавторами указывает, что это особенно важно для диагностики локальных поражений
мозга и для диагностики минимальной мозговой дисфункции у детей, поскольку на разных этапах
онтогенеза поражение одного участка мозга проявляется по-разному. Недостаточная эффективность
отдельных функциональных систем (в том числе речи) может быть вызвана как индивидуальными
особенностями онтогенеза ребенка, приводящими к незавершенности формирования функциональных
систем, так и спецификой морфогенеза мозга ребенка, проявляющегося в неравномерном созревании
мозговых зон /17/. В последние годы в самостоятельную область выделилась нейропсихология детского
возраста /2, 17, 46/. Это новое направление нейропсихологии, изучающее специфику нарушения
психических функций при локальных поражениях мозга у детей. Исследования в этой области
позволяют выделить закономерности локализации высших психических функций, а также
проанализировать влияние локализации очага поражения на психическую функцию в зависимости от
возраста. Большое внимание уделяется нейропсихологическому анализу трудностей обучения у детей
младшего школьного возраста в связи с минимальными мозговыми дисфункциями /17/, которые
приводят к специфическому формированию функциональных систем психики, нехарактерных для
данного возрастного периода, и базируются на стихийном включении компенсаторных механизмов.
Нейропсихологическая диагностика позволяет понять закономерности связи мозга и психических
функций в онтогенезе и выявить мозговые детерминанты отклонения в темпе и уровне развития той
или иной функции /38/.
Психофизиологическое направление в нейропсихологии это направление, в задачу которого
входит изучение физиологических механизмов нарушений высших психических функций. Оно
развивается в тесной связи с психофизиологией, широко используя ее методы исследования
(электроэнцефалография, окулография, миография и т. д.).
Нейропсихология сформировалась благодаря запросам практики, в первую очередь
необходимости диагностики локальных поражений мозга и восстановления нарушенных психических
функций. По-прежнему актуальными остаются такие направления практического использования
нейропсихологии, как диагностическое, реабилитационное и нейропсихологический подход.
Целью диагностического направления является практическое применение различных
нейропсихологических методов исследования для определение зоны поражения мозга и оценки
динамики состояния высших психических функций в до-
и послеоперационном периоде. Эти методы
были разработаны А. Р. Лурия на материале травматических и опухолевых поражений мозга, но их
используют и для изучения других форм поражения мозга, в частности в клинике инсультов. За
последнее время развитие технических средств диагностики локальных поражений головного мозга
изменило место нейропсихологического диагностирования в системе различных диагностических
мероприятий. Они все больше используются для оценки динамики состояния ВПФ в до- и
послеоперационных периодах, поскольку нейропсихологические синдромы, отражающие
функциональное состояние мозга, появляются раньше и исчезают позже, чем какие-либо другие
симптомы. Кроме того, эти методы используют для контроля над лекарственной терапией больных,
перенесших нейрохирургические операции.
Реабилитационное направление практического применения методов нейропсихологии связано с
восстановлением нарушенных ВПФ, речи, интеллектуальной и мнестической деятельности.
В настоящее время все шире развивается нейропсихологический подход при изучении здорового
|