человека, например, исследование межполушарной асимметрии.
Контрольные вопросы
1. Выделите предмет исследования нейропсихологии.
2. Перечислите основные причины выделения нейропсихологии в самостоятельную научную
дисциплину.
3. Что может дать сравнительно-анатомический метод решения вопроса о мозге как органе
психики?
4. Одинаковы или различны аппараты, регулирующие на разных ступенях филогенеза отношения
организма животного со средой?
5. Изменяется ли функциональное и анатомическое соотношение отдельных образований
мозговой коры на разных стадиях антропогенеза?
6. Какие данные о функциональной организации мозга можно получить с помощью метода
раздражения?
7. В чем особенности метода разрушения?
8. Какое значение имеет детская нейропсихология в практике работы школьного психолога?
9. Выделите задачи клинической нейропсихологии.
10. В чем суть метода синдромного анализа?
1.3. Структурно-функциональные принципы работы мозга
Еще в начале XIX в. Ф. Галль обнаружил, что головной мозг неоднороден и состоит из серого
(клетки коры и подкорки) и белого (проводящие волокна) вещества, но не уделил должного внимания
этому факту. Лишь в 1863 г. киевский физиолог Бец выделил гигантские пирамидные клетки, связанные
с мышцами, и мелкозернистые клетки, связанные с органами чувств. Было показано, что клетки мозга
имеют разное строение и выполняют разные функции.
Кора головного мозга представляет собой поверхностный слой, покрывающий полушария
головного мозга и образованный преимущественно вертикально ориентированными нервными
клетками, их отростками, пучками афферентных и эфферентных нервных волокон и клеток нейроглии.
Постепенно было выяснено основное строение новой коры больших полушарий, состоящей из шести
слоев клеток (по некоторым данным семи) /22, 25, 38, 41/, различающихся по ширине, плотности
расположения, форме, размерам составляющих их нервных клеток.
Шестой слой (афферентный) состоит из мелкозернистых клеток, связан с органами чувств. Пятый
слой (эфферентный) включает в себя гигантские пирамидные клетки, генерирующие импульсы к
мышцам. В четвертый слой коры приходят волокна, несущие импульсы, возникающие в периферических
рецепторах. Эти три слоя образуют первичные или проекционные зоны коры. Поверхность полушарий
изрезана глубокими щелями и бороздами, которые разделяют ее на доли: лобную, теменную,
затылочную, височную. Соответственно выделяют теменную (общечувствительную), затылочную
(зрительную), височную (слуховую) первичные зоны коры. Их основная функция прием и анализ
возбуждения, поступающего от периферических рецепторов. Нормальный доношенный ребенок
рождается с уже сформированными первичными зонами коры больших полушарий.
Над каждой первичной зоной коры надстраивается система вторичных зон, в которых
преобладают более сложные по своему строению второй и третий слои коры. Они состоят из клеток с
короткими аксонами, поэтому возбуждение не выходит за их пределы, а циркулирует внутри слоя,
обеспечивая таким образом ассоциативные функции, т. е. способность к установлению ассоциаций
(синтезу возбуждения). Третий слой состоит из мелкозернистых клеток с короткими аксонами, а второй
из пирамидных клеток с короткими аксонами. Вторичные или проекционно-ассоциативные зоны
коры обеспечивают функцию синтеза возбуждения. Выделяют вторичные теменные
(общечувствительные), затылочные (зрительные) и височные (слуховые) зоны коры. Вторичные зоны
созревают к 2-3 годам /22, 41/.
На границах между корковыми представительствами отдельных чувствительных зон коры
|