и левого полушарий. Считалось, что левое полушарие полностью доминантно по речи и всем
психическим процессам, а правому отводилась подчиненная роль в организации психической
активности. При этом, по Дж. X. Джексону, сама доминантность понималась как ведущая роль левого
полушария.
К середине XIX в. интерес исследователей переместился с изучения левого полушария мозга на
правое. Теория функциональной асимметрии, подкрепленная новыми данными, получила название
«концепция относительной доминантности». В ее основе по-прежнему лежала идея
противоположности функций левого и правого полушарий и утверждалось представление об
относительной доминантности левого полушария по отношению к речевым функциям, а также
опосредованным речью психическим процессам (у правшей) и относительной доминантности правого
полушария в организации невербальных гностических функций. Для этого подхода характерна идея
глобальной асимметрии, предполагающая взаимосвязь между большей активностью одного полушария и
доминированием контралатеральной руки, ноги, глаза и т. д.
В настоящее время проблема межполушарной асимметрий рассматривается как проблема
функциональной специфичности полушарий, как проблема своеобразия того вклада, который вносит
каждое полушарие в организацию любой психической функции. В этом принимает участие как левое,
так и правое полушарие, но при этом каждое вносит свой специфический вклад. Под функциональной
асимметрией понимается различное по характеру и неравное по значимости участие левого или правого
полушария мозга в осуществлении психических функций /44/. Такому подходу свойственны следующие
положения:
функциональная асимметрия носит не глобальный, а парциальный характер. Выделяют
моторные асимметрии (мануальную, ножную, оральную, глазодвигательную и т. д.), сенсорные
(зрительную, слуховую, тактильную) и психические (асимметрия организации речи и других
психических функций). В разных системах характер функциональной асимметрии может быть
неодинаков;
каждая конкретная форма функциональной ассиметрии отличается своей степенью, мерой
выраженности. Можно говорить о сильной или слабой асимметрии;
функциональная асимметрия больших полушарий у взрослого человека есть продукт действия
биосоциальных структур. Как показали исследования, проведенные на детях, основы функциональной
специализации являются врожденными, но по мере развития ребенка происходит усовершенствование
и усложнение механизмов межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия.
Второй аспект проблемы межполушарной асимметрии, не менее важный, но менее изученный
это вопрос межполушарного взаимодействия. Долгое время считалось, что оба полушария мозга
абсолютно самостоятельны и представляют собой такой же парный орган, как почки или легкие. Но
работы Роджера Уолкотта Сперри по перерезке комиссур мозга показали, что при нарушении
взаимосвязи между левым и правым полушариями возникают серьезные нарушения психических
функций. Результат перерезки комиссур мозга (мозолистого тела), получивший название «Модель
расщепленного мозга», характеризуется триадой симптомов /36, 44/:
аномия, проявляющаяся в нарушении способности давать отчет обо всех видах сенсорной
информации, поступающей в правое полушарие;
дископия-дисграфия, для которой характерно нарушение письма и конструктивной
деятельности при выполнении их одной (правой или левой) рукой;
нарушение координации движений.
Эксперименты показали, что при частичной перерезке мозолистого тела эти симптомы
проявляются не полностью. Это связано с тем, что мозолистое тело не является однородным органом, а
представляет собой дифференцированную систему, различные участки которого выполняют разные
функции в механизмах межполушарного взаимодействия. При частичной перерезке отдельных участков
мозолистого тела возникают нарушения только одной модальности /41, 44/. Кроме того, при частичной
перерезке мозолистого тела отмечается сравнительно быстрое восстановление психических функций.
Работы под руководством Э. Г. Симерницкой /34/ показали, что процессы межполушарного
взаимодействия у детей протекают иначе, чем у взрослых. У детей синдрома расщепленного мозга не
наблюдается, поскольку мозолистое тело созревает достаточно поздно (примерно к двадцати годам).
|