Контрольные вопросы
1. Объясните, как вы понимаете основные положения синдромного анализа высших психических
функций.
2. Что такое нейропсихологический фактор?
3. Какова причина нарушения работы всей функциональной системы?
4. Как связаны анализ первичных дефектов и топический диагноз?
5. Какие нейропсихологические факторы можно выделить у взрослого человека?
6. Как связаны между собой нейропсихологический фактор и нейропсихологический синдром?
7. Нейропсихологические синдромы поражения передних отделов коры.
8. Основные проявления нейропсихологических синдромов поражения задних отделов коры.
9. Механизмы нейропсихологических синдромов, связанных с поражением глубинных структур
мозга.
10. Каковы задачи синдромного анализа?
Раздел 2. Проблема межполушарной асимметрии мозга и межполушарного взаимодействия
Проблема межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия одна из наиболее
актуальных проблем естествознания. Первые данные о латерализации функций относятся еще к школе
Гиппократа, когда наблюдались и описывались связи между односторонними ранениями головы и
контралатеральными конвульсиями. К началу XIX в. накопилось достаточно много фактов о
неравнозначности левого и правого полушарий мозга. Анатомические данные, полученные в институте
мозга АМН, а также результаты зарубежных авторов свидетельствуют о том, что уже у некоторых
животных (крыс, кошек, обезьян) длина сильвиевой борозды в левом полушарии больше, чем в правом.
У человека эти различия выражены более отчетливо. Так, зона Вернике (верхние отделы вторичных зон
височной области) в левом полушарии на одну треть больше симметричной ей зоны правого полушария,
нейроны левого полушария (у правшей) крупнее нейронов правого полушария и даже диаметр
кровеносных сосудов в левом полушарии больше чем в правом. Есть сведения о различиях в
организации левого и правого таламуса, левого и правого хвостатого ядра в тех ядрах таламуса, которые
связаны с речью.
Еще более убедительны физиологические данные: при регистрации вызванных потенциалов они
сначала отмечаются в правом полушарии, а потом постепенно охватывают левое. Предполагают, что
это связано с разными способами переработки информации (правое осуществляет ее целостно и
одновременно, а левое аналитически и последовательно). Доказано, что левое полушарие
активизируется при выполнении одних задач, а правое других /4, 12, 44/. С помощью метода
вызванных потенциалов, возникающих при звуках человеческой речи у новорожденных, получены
данные о том, что у девяти из десяти детей амплитуда реакции в левом полушарии заметно больше, чем
в правом, а при неречевых звуках {шум или музыкальные аккорды) у всех десяти младенцев
амплитуда вызванных потенциалов выше в правом полушарии /38/. Все это убедительно
свидетельствует о том, что лево-правая асимметрия характерна для нормы и особенно отчетливо
проявляется в условиях психической деятельности.
Клинические наблюдения подтверждают полученные факты: речевые нарушения возникают
преимущественно при поражении левого полушария, в то время как поражение правого приводит к
появлению своеобразного симптомокомплекса, включающего нарушение схемы тела, выпадение поля
зрения, нарушение пространственной ориентировки и т. д.
Все эти данные (анатомические, физиологические, клинические) убедительно свидетельствуют о
неравнозначности структур и функций левого и правого полушарий.
Е. Д. Хомская, изучая историю функциональной асимметрии мозга /44/, утверждает, что эта
теория прошла несколько этапов в своем развитии. В основе первой классической концепции
функциональной асимметрии лежало положение об абсолютной противоположности функций правого
|