артикуляционного аппарата в кору больших полушарий во время речевого акта, больной путает близкие
по артикуляции звуки («д» «л» «н»), например: «халат» «хадат» и т. д. Часто наблюдается
нарушение орального (неречевого) праксиса. Больной не может надуть щеки, высунуть язык и т. п.
Семантическая афазия связана с областью стыка височных, теменных и затылочных зон левого
полушария (третичные зоны коры). А. Р. Лурия установил, что у таких больных нарушается понимание
определенных логико-грамматических конструкций: тех, которые отражают одновременный
симультанный анализ и синтез явлений, когда для понимания выражения требуется одновременное
представление нескольких явлений. Больные не понимают пространственные отношения, выраженные
с помощью предлогов («круг под крестом» или «круг над крестом»), слова с суффиксами, сравнительные
отношения (длиннее, светлее и т. п.), конструкции родительного падежа (отец брата, брат отца),
временные конструкции («прежде чем позавтракать, я прочитал газету»), пространственные
конструкции (не понимает, что правильно «Земля освещает солнце» или «Солнце освящает землю»).
Как правило, эта форма афазии сопровождается дефектами счетных операций (акалькулия).
Эфферентная моторная афазия связана с поражением нижних отделов премоторной области
(зона Брока). Распадается двигательная сторона речевого акта, нарушается четкая временная
последовательность речевых движений, больной не может переключиться с одной артикулемы на
другую, с одного слова на другое, возникают речевые персеверации, которые проявляются и в письме.
Слияние отдельных слов в плавную речь у таких больных невозможно.
Динамическая афазия связана с поражением средне- и заднелобных отделов коры левого
полушария. В основе этой формы афазии лежат нарушения сукцессивной (или развернутой) организации
речевого высказывания. У больных страдает внутренняя схема речевого высказывания, его замысел,
поэтому их речь бедная, преимущественно диалогическая, снижено использование глаголов,
наблюдается эхолалия, персеверация слов и использование речевых стереотипов. Наблюдаются дефекты
и внешней, и внутренней речи. Распадается ее предикативность, т. е. имеются трудности в построении
высказывания, встречаются аграмматизмы в виде пропуска глаголов, предлогов, встречается
употребление шаблонных фраз.
Афазии возникают при поражении разных уровней организации речи, связаны с состоянием
других психических процессов (восприятия, памяти, представлений), а также с эмоционально-волевой
сферой личности. Поэтому возникновение афазий приводит к дезинтеграции всей психической сферы.
Специальные исследования изменения личности при афазиях выявили их специфику при разных ее
формах /3/. Таким образом, афазии следует рассматривать как многофакторное явление, связанное со
всей психической сферой личности.
Контрольные вопросы
1. Охарактеризуйте особенности импрессивной речи.
2. Охарактеризуйте особенности экспрессивной речи.
3. Перечислите элементы лингвистической структуры речи.
4. Что такое афазия?
5. В чем отличие афферентной моторной афазии от эфферентной?
6. Отражается ли на речевой функции поражение правого полушария мозга?
7. Каковы основания классификации афазий по А. Р. Лурия?
8. Роль лобных отделов в организации речи.
9. В чем разница между функциональной организацией повторной речи и называнием?
10. Какую роль играет в организации речи правое полушарие мозга?
3.5. Нарушение внимания при локальных поражениях мозга
Как известно, в психологии не существует единой точки зрения на проблему внимания. Это
проявляется и в определении внимания как психического явления, и в объяснении различных видов и
уровней внимания. Его трактуют и как сенсорный феномен, и как фактор, обеспечивающий
селективность протекания всех психических процессов (С. Л. Рубинштейн), и как фактор,
|