Navigation bar
  Print document Start Previous page
 145 of 234 
Next page End  

способствующий селективности не только психических процессов, но и эмоционально-волевых.
Последняя точка зрения, как считает Е. Д. Хомская, в большей степени отвечает современным
представлениям и поэтому лежит в основе нейропсихологического подхода к вниманию. Всякая
организованная психическая деятельность человека характеризуется определенной избирательностью: из
всей информации человек выбирает наиболее сильную или существенную, соответствующую интересам
и намерениям. Эту избирательность принято называть вниманием, понимая под ним тот фактор,
который выделяет существенные для психической деятельности элементы. Существует произвольное и
непроизвольное внимание (непосредственная ориентировочная реакция). Физиологическими
индикаторами внимания являются: изменение сердечной деятельности, дыхания, КГР, появление
медленных потенциалов в коре больших полушарий. Е. Д. Хомская утверждает, что
нейропсихологическое исследование различных форм нарушения внимания может дать многое для
выявления как общих закономерностей, свойственных всем видам внимания, так и специфическим,
характерным только для того или иного вида /41/.
Еще недавно считалось, что внимание не связано с какими-то определенными структурами мозга,
и что его нарушение (в виде ослабления, снижения объема, нарушения концентрации и т. д.)
проявляется у любого больного человека, независимо от локализации поражения мозга. А. Р. Лурия
рассматривал внимание как сложную функциональную систему, в организации которой принимают
участие различные структуры мозга, каждая из которых вносит свой вклад в обеспечение данной
функции. Нейропсихологические исследования позволили выделить два типа нарушения внимания —
модально-неспецифические и модально-специфические. Первые характерны для больных с поражением
неспецифических структур мозга:
— нижние отделы ретикулярной формации (уровень продолговатого мозга и среднего мозга)
являются основными механизмами перехода от сна к бодрствованию и обеспечивают элементарные
формы внимания (генерализованное состояние внимания). При их поражении возникает быстрое
истощение, резкое сужение объема и нарушение концентрации внимания в любом виде деятельности.
Может быть компенсировано при усилении речевого контроля;
— уровень диэнцефальных отделов мозга и лимбической структуры обеспечивают уровень
активности. Кроме того, гиппокамп содержит нейроны, отвечающие на модально-специфические
раздражения и проводящие сличение старых и новых раздражителей. В результате они обеспечивают
реакцию на новые сигналы или их свойства, наряду с угашением реакции на старые, уже привычные
раздражители. Поэтому гиппокамп выполняет роль «фильтрующего аппарата», который необходим для
избирательных реакций на специфические раздражители;
— лобные доли (медиобазальные отделы мозга) обеспечивают торможение реакции на любые
побочные раздражители и сохранение направленного программированного поведения (произвольное
внимание).
При нарушении рассмотренных отделов мозга наступают следующие дефекты внимания:
— при поражении ретикулярной формации ухудшаются все свойства внимания (объем,
концентрация, устойчивость, переключение, распределение). В тяжелых случаях больные находятся в
полусонном состоянии, посторонние раздражители вплетаются в течение их мыслей, сознание
становится спутанным;
— при поражении гиппокампа нет отчетливых нарушений гнозиса и праксиса, но наблюдаются
выраженные нарушения избирательности. Они проявляется в повышенной отвлекаемости больного,
быстром прекращении активной деятельности, легком всплывании ассоциаций;
— при поражении лобных отделов мозга ориентировочные реакции могут быть сохранны и даже
патологически усилены. Налицо диссоциация между резко ослабленным произвольным вниманием и
патологическим усилением непроизвольного. У такого больного нельзя вызвать устойчивое
произвольное внимание по речевым инструкциям /22, 41/.
Второй аспект нарушения внимания — модально-специфическая патология внимания, которая
проявляется только по отношению к стимулам одной модальности (в зрительной, слуховой, тактильной
сфере) и заключается в игнорировании тех или иных стимулов (специфические для данной модальности
трудности осознания стимула). Выделяют зрительное невнимание, слуховое невнимание, двигательное
невнимание. В их основе лежит изменение локальных активационных процессов, которые развиваются
Hosted by uCoz