Ананьевым, А. Н. Леонтьевым и др.) были разработаны научно обоснованные методы восстановления
различных психических функций двигательных, гностических, речевых, интеллектуальных.
Наибольшие успехи были связаны с восстановлением речи и памяти. Было установлено, что при
организации восстановительного обучения необходим предварительный нейропсихологический анализ
психологической структуры расстройства речевых и других высших психических функций. Лишь после
такого анализа могут быть выбраны соответствующая программа и методика восстановительного
обучения, в котором нуждаются больные, перенесшие инсульт, различного рода травмы мозга,
аневризмы и т. д. /21, 31, 39, 48/.
Каждое локальное поражение мозга, возникающее в результате самых разных причин (травм,
опухолей, кровоизлияний) имеет сложное строение. Некоторые нервные элементы разрушаются и
полностью выпадают из функционирования, другие же остаются сохранными, но физиологически
приходят в состояние инактивации блокирования или торможения функциональной системы. В
зависимости от особенностей возникновения очага поражения, его локализации, величины, могут быть
использованы разные способы восстановления нарушенной функции: спонтанное восстановление,
растормаживание, викариат, перестройка функциональных систем.
Под спонтанным восстановлением понимают самостоятельное восстановление функции без
вмешательства извне. А. Р. Лурия указал на несколько возможных ситуаций, которые могут привести к
спонтанному восстановлению:
если поражение не разрушает мозговое вещество, а лишь временно угнетает участки мозга.
Когда оно исчезает, функция восстанавливается по механизму «диашиза» (вследствие растормаживания
инактивных нервных структур). Как правило, каждое очаговое поражение сопровождается явлениями
отека и набухания, гемодинамическими сдвигами, иногда снижением нормального тонуса корковых
клеток в связи с расстройствами функций ретикулярной формации. В результате временного
торможения психические функции находятся в инактивном состоянии. По мере ликвидации этих
патологических явлений временно выпавшие функции восстанавливаются в их прежнем виде;
перемещение данной функции с одних участков мозга на другие, которые компенсируют
дефект (спонтанное замещение разрушенных участков мозговой ткани соседними);
переход функции «вниз», к системе двигательных подкорковых элементов данного полушария,
или перемещение, к соответствующим зонам правого полушария.
Исследования западных ученых позволили выделить ряд факторов, влияющих на возможность
спонтанного восстановления высших психических функций /45, 48/: этиология поражения, его
локализация, обширность, исходная степень тяжести нарушения, а также доминантность полушарий.
Растормаживание функций. Как известно, процесс проводимости нервного импульса,
обеспечивающего нормальную работу нейронных комплексов, протекает при участии синаптических
аппаратов (медиаторов), передающих импульс с одного нейрона на другой. Основной путь
восстановления функции в этом случае восстановление синаптической проводимости либо с
использованием фармакологических препаратов, либо с помощью специальных психолого-
педагогических приемов. Л. С. Цветкова к таким приемам относит используемые при восстановлении
речи приемы повторения, заканчивания фраз, порядкового счета, ритмико-мелодические приемы и пр.
/45, 48/.
Викариат. Способ восстановления функции, предполагающий ее перемещение в другие,
сохранные отделы полушарий. Долгое время данный путь считался основным. Но практика показала,
что он возможен только в тех случаях, когда речь идет о функции, осуществляющейся при участии обоих
полушарий мозга. Морелл показал, что при работе определенных отделов одного полушария на
длительное время изменяется возбуждение и симметричных пунктов другого полушария (возникают так
называемые «зеркальные фокусы»). Всякая работа мозга вовлекает фактически оба полушария,
симметричное полушарие участвует в работе непосредственно действующего полушария, пусть и на
особых ролях. Но наряду с этим ряд исследователей (Пенфилд, Робертс) отрицают всякую возможность
викариата у взрослых, допуская его только у детей.
Восстановление функций путем перестройки функциональных систем. Еще М. Флуранц в XIX в.
обратил внимание на легкость восстановления функций у животных при нарушении их
функциональных систем, поскольку животное с повреждениями начинает выполнять функции новыми
|