средствами (причем спонтанно). Но у человека перестройка функциональных систем возможна только
путем специального восстановительного обучения. Разработав его основные положения, А. Р. Лурия
предложил также приемы внутрисистемной и межсистемной перестройки функциональных систем. Как
подчеркивает Л. С. Цветкова, данный способ восстановления высших психических функций оказался
самым эффективным, хотя и очень трудоемким.
Внутрисистемная перестройка предполагает включение сохранных звеньев нарушенной системы,
использование тех афферентаций функциональной системы, которые имелись в онтогенезе, а у
взрослого человека ушли в «запасной фонд», уступив место ведущим афферентациям. Восстановление
высших психических функций строится так, чтобы нарушенное звено было замещено резервным.
Например, в случае распада фонематического слуха наступает и нарушение функции письма, поскольку
страдает слуховая афферентация. Письмо может быть восстановлено, если будут актуализированы
зрительно-пространственные представления, зрительный образ слова, который надо написать. Эти
зрительно-пространственные афферентации входят в функцию письма на начальном этапе, но
постепенно уходят в тень.
Межсистемная перестройка предполагает включение в функциональную систему новых звеньев.
Заново сконструированная функциональная система способна выполнять необходимые задачи, реализуя
нарушенную функцию /45, 47, 48/. Примером может служить восстановление функции чтения у людей с
грубыми дефектами зрения. Включение в эту функцию кожно-кинестетического анализатора меняет ее
состав, но позволяет обеспечить исходную задачу чтение информации.
В ряде случаев устранить дефект можно, только изменяя установки личности. Торможение
функций в результате возникновения щадящей установки были описаны А. Н. Леонтьевым и А. В.
Запорожцем. Они указывают, что при контузиях может возникнуть психогенная реакция, в результате
которой восстановление функции бывает чрезвычайно затруднено. Как правило, в этих случаях
торможение захватывает целые функциональные системы. Лишь при изменении установки личности
заторможенную функцию можно включить в систему активно действующих процессов /45, 47, 48/.
Современные представления о высших психических функциях, о закономерностях их нарушения,
путях их восстановления позволили сформулировать главные задачи восстановительного обучения:
восстановление нарушенной функции как психической деятельности, а не приспособление больного к
дефекту и возвращение больного в нормальную, а не в упрощенную среду жизнедеятельности.
Л. С. Цветкова описывает ряд принципов восстановительного обучения, разработанных под
руководством А. Р. Лурия. Их условно делят на психофизиологические, психологические и психолого-
педагогические.
К первым, психофизиологическим, можно отнести:
принцип квалификации дефекта (нейропсихологический анализ нарушенной функции и
выявление его механизма, т. е. первичного дефекта, лежащего в основе нарушения);
принцип использования сохранных анализаторных систем в качестве опоры при обучении. В
ряде случаев пораженное звено функциональной системы может быть заменено сохранным;
принцип опоры на разные уровни организации психических функций.
Восстановительное
обучение должно учитывать наличие разных уровней организации функциональной системы и
использовать сохранные уровни нарушенных функций для их восстановления;
принцип опоры на сохранные психические функции,
взаимодействующие с пострадавшей
(например, на речь, память, интеллект);
принцип контроля,
исходящий из положения о том, что лишь постоянный поток обратной
информации обеспечивает слияние выполняемого действия с исходным намерением и своевременную
коррекцию допускаемых ошибок (П. К. Анохин, Н. А. Бернштейн, А. Р. Лурия).
К психологическим принципам относятся:
принцип учета личности больного.
Восстановительное обучение должно исходить из задач
лечения человека, восстановления нарушенной функций у больного, а следовательно, опирается на
мотивационную сферу деятельности;
принцип опоры на сохранные формы вербальной и невербальной деятельности больного.
Опора на прошлый опыт больного позволяет перенести пострадавшую функцию на другой, более
низкий и доступный, уровень ее осуществления;
|