Navigation bar
  Print document Start Previous page
 155 of 234 
Next page End  

принцип опоры на предметную деятельность.
Как известно, психические процессы
формируются в предметной, специально организованной деятельности. Естественно, что их
восстановление должно идти в тех же условиях;
принцип программированного обучения предусматривает разработку программ, состоящих из
ряда последовательных операций, выполнение которых приводит к реализации нарушенного умения.
Психолого-педагогические принципы — это:
принцип «от простого к сложному».
При этом главное — определить, что именно является
сложным или простым при данном нарушении функции. Например, для больного с сенсорной афазией
гораздо сложнее выделить отдельный звук, чем понять большой текст;
принцип учета объема и степени разнообразия материала (вербального и картиночного).
Объем не должен загружать внимание, поэтому он не может быть очень большим или слишком
разнообразным;
принцип учета сложности вербального материала.
Необходимо учитывать объективную и
субъективную частотность лексики, фонематическую сложность, длину слов, фраз, текста;
принцип учета эмоциональной сложности материала. Он должен создавать положительный
эмоциональный фон для занятий, положительный настрой клиента.
Л. С. Цветкова, опираясь на свой опыт, подчеркивает необходимость системного применения
методов восстановительного обучения, обеспечивающих комплексное воздействие на дефект и
восстановление поведения в целом. Практика показала, что изолированные метод или прием могут
привести лишь к частичному и малоустойчивому эффекту, к восстановлению изолированной операции,
а не функции в целом.
Контрольные вопросы
1. При каких условиях возможно спонтанное восстановление высших психических функций?
2. В чем проявляется дезинтеграция функций?
3. Что такое диашиз?
4. Чем отличается внутрисистемная перестройка функциональных систем от межсистемной
перестройки?
5. Как вы понимаете принцип квалификации дефекта?
6. Что означает принцип «от простого к сложному»?
7. Объясните механизм устранения дефекта путем изменения установки больного.
8. В каких случаях возможен викариат?
9. Охарактеризуйте психофизиологические принципы восстановительного обучения.
10. Обоснуйте необходимость системного применения методов восстановительного обучения.
4.2. Нейропсихология в школе
Опыт нейропсихологических исследований позволил отечественным психологам (Л. С.
Цветкова, Н. К. Корсакова, Ю. В. Микадзе, Е. Ю. Балашова и др.) перейти от работы с болезненными
нарушениями психической деятельности человека к изучению психики здоровых людей. Оказалось, что
в помощи специалиста, владеющего методами нейропсихологии, нуждаются не только люди с
локальными поражениями мозга, но и клиенты без органических патологий. Особенно наглядно это
проявляется в практике школьных психологов. Анализ особенностей их деятельности позволил
выделить из круга профессиональных задач те, решение которых может быть гораздо эффективнее с
применением данных нейропсихологии. Это, во-первых, выяснение причин школьной неуспеваемости,
во-вторых, постановка топического диагноза детям с минимальными мозговыми дисфункциями и,
наконец, теоретическое обоснование методических приемов обучения чтению, письму и счету.
Хорошо известно, что те или иные проблемы в обучении возникают не только у больных детей,
но и у школьников с нормальным психическим развитием. Как правило, это неуспеваемость, конфликты
с одноклассниками или учителями, трудности адаптации к школьной деятельности. Решить эти
проблемы невозможно без выявления истинных причин данных нарушений. Чаще школьники
Hosted by uCoz