испытывают сложности при обучении письму, чтению, счету, решению арифметических задач. Кроме
того, определенные трудности возникают при усвоении самых разных понятий. При этом не следует
забывать, что одним из самых сложных этапов в развитии человека, этапом, который провоцирует
всевозможные нарушения, является начальный период обучения в школе. Как лакмусова бумажка, он
выявляет все скрытые ранее дефекты и отставания. Дети впервые попадают в ситуацию
регламентированных требований, обусловленных социокультурными нормами, впервые сталкиваются с
новым видом деятельности. Кроме того, налицо постоянная оценка и сравнение результатов их
деятельности. И в этой ситуации начинают выделяться те дети, которые не справляются с требованиями
школы. В первую очередь это сказывается на успеваемости школьников.
Из литературы известно, что одной из возможных причин школьной неуспеваемости может быть
недостаточная сформированность тех или иных психических структур. Например, плохо развитый
фонематический слух может привести к невнимательности на уроках, грубым ошибкам при письме, так
как ребенок не выделяет те или иные фонемы из речевого потока, особенно на фоне шума. Он просто не
слышит некоторые слова или фразы или слышит их с искажением. Недоразвитие слухо-речевой памяти
также приводит к неграмотному письму. Но в этом случае ошибки связаны с тем, что школьник не может
запомнить информацию, предъявляемую на слух. Он не запоминает правила, условия задачи,
требования учителя, высказанные вслух. В силу этого ребенок не может правильно написать то или
иное слово, решить пример, выполнить задание учителя.
Нейропсихологические исследования показали, что несформированность тех или иных высших
психических функций может быть связана либо с задержкой созревания определенных зон мозга, либо с
недоразвитием межанализаторных связей. Поскольку в нейропсихологии функция рассматривается как
сложная функциональная система, то нарушение любого звена этой системы и на любом уровне
приводит к дефекту функции. Но механизмы этого нарушения будут разные. По мнению Л. С.
Цветковой, раннее нейропсихологическое обследование ребенка дает возможность установить уровень
сформированности его психических функций и готовности к школьному обучению, поставить точный
диагноз на основе научных данных и тем самым предупредить или уменьшить трудности обучения
ребенка в общеобразовательной школе /2, 24/. Как известно, проблема неуспеваемости школьников
имеет не только психолого-педагогический, но и социальный аспект. Трудности, возникающие у детей в
процессе школьного обучения, без специальной коррекции могут перерасти в хроническую
неуспеваемость. А, как подчеркивает Л. С. Цветкова, это состояние способствует формированию
девиантных форм поведения, социальной дезадаптации детей в целом.
Нейропсихологическое исследование сформированности психических функций у старших
дошкольников, проведенное под руководством Л. С. Цветковой, показало, что, вследствие
гетерохронности созревания мозга и формирования функциональных систем, у детей к моменту
обучения могут оказаться недостаточно сформированными отдельные психические функции или их
звенья. Наиболее часто оказываются недостаточно сформированными динамика моторных процессов,
пространственный праксис и гнозис, слухоречевая память, произвольная организация,
программирование и контроль деятельности в целом /2/. При этом недостаточно сформированные
высшие психические функции или их звенья оказываются наиболее уязвимыми к неблагоприятным
воздействиям социального или биологического характера и в этом случае подвергаются наибольшему
нарушению. Нейропсихологический синдромный анализ психических функций у старших дошкольников
и младших школьников позволяет выявить возможные отставания в их развитии и предотвратить
школьную неуспеваемость, в силу чего нейропсихологический компонент диагностики готовности к
школьному обучению становится все более актуальным.
Вторая группа школьников, находящихся в центре внимания нейропсихологов, это дети с
минимальной мозговой дисфункцией, дети с аномальным развитием. Постановка точного топического и
дифференцированного диагноза, определение причин выявленных нарушений позволяют психологу
построить адекватную коррекционную программу, подобрать способы и приемы устранения
недостатков, обеспечить коррекцию деятельности. Это особенно важно в классах компенсирующего
обучения. Для этой категории детей жизненно необходимо как можно раньше установить истинную
причину дефекта. Обосновывая актуальность проведения ранней нейропсихологической диагностики и
коррекции психических функций, А. В. Семенович подчеркивает, что она позволяет в той или иной
|