мере приблизить аномальный вид онтогенеза к нормальному течению, существенно облегчить
вхождение ребенка в обычную социальную среду /33/.
Трудности обучения у детей с минимальными мозговыми дисфункциями могут быть связаны с
множеством факторов. В свою очередь эти факторы отражают несостоятельность определенных звеньев
психических функций вследствие их несформированности. Основой этой несформированности
выступает незрелость или искаженное формирование их мозговой организации. В зависимости от того,
какая именно функция мозга недостаточно сформирована, Л. С. Цветкова выделила и описала шесть
основных синдромов отклоняющегося развития у детей-правшей и синдром атипии психического
развития у детей с наличием актуального и/или семейного левшества /2/. Это функциональная
несформированность префронтальных (лобных) отделов мозга, левой височной области,
межполушарных взаимодействий транскортикального уровня (мозолистое тело), правого полушария
мозга, функциональная дефицитарность подкорковых образований (базальных ядер) и стволовых
образований мозга. Термин «дефицитарность» здесь применяется по отношению к структурам, которые
окончательно сформированы, а «несформированность» к тем, развитие которых у ребенка еще
продолжается. Выделенные синдромы подробно описаны в литературе (Л. С. Цветкова). Мы же
постараемся выделить их основные характеристики.
Для синдрома функциональной несформированности лобных отделов мозга характерна
интеллектуальная сниженность, невозможность самоконтроля и прогнозирования ситуации, тенденция
к глобальному копированию значимого взрослого без какой-либо критики к нему и к самому себе. К 12
годам речь у таких детей примитивна по синтаксису и выразительным средствам, носит в основном
репродуктивный характер. Произвольное внимание сформировано недостаточно, любая учебная
программа усваивается с трудом. Характерно стремление к упрощению программы вне зависимости от
конечного задания.
Синдром функциональной несформированности левой височной области сопровождается
трудностями речевого звукоразличения, что приводит к нарушениям чтения, безграмотному письму,
снижению слухоречевой памяти. Нарушение фонематического слуха приводит к снижению
успеваемости по всем предметам.
Функциональная несформированность межполушарного взаимодействия проявляется в
несформированности координации движений рук, возникновении полных реверсий (зеркальности):
восприятие и анализ перцептивного поля справа налево. Дети могут писать справа налево, наблюдается
тенденция к игнорированию левой половины перцептивного поля и латеральных отличий при
выполнении одного и того же задания правой и левой рукой. Кроме того, наблюдается явление аномии.
При функциональной несформированности правого полушария обнаруживается недостаточность
пространственных представлений во всех формах, склонность к обильному фантазированию. Для речи и
мышления характерно употребление суперабстрактных наименований там, где требуется самое
обыденное.
Функциональная дефицитарность подкорковых образований проявляется в неадекватных
поведенческих реакциях на происходящее (ребенок излишне чувствителен, капризен, упрям), слишком
большом количестве двигательных и жесто-мимических актов (постоянно гримасничает),
несформированности тонкой моторики, резонерской речи.
Функциональная дефицитарность стволовых образований мозга сопровождается
дисгенетическим синдромом (лицевые ассиметрии, неправильный рост зубов, обилие пигментных
пятен, глазодвигательные дисфункции). Кроме этого выявляется грубая патология пространственных
представлений, дефекты избирательности памяти, обедненность или несформированность речи.
Из литературы хорошо известно, что для успешной коррекции дефекта необходимо выявление
механизма и причин имеющихся у ребенка трудностей в обучении. Для этого явно недостаточно
простой констатации факта нарушения психической функции и описания особенностей этого
нарушения. Необходимо системное нейропсихологическое обследование, требованиям которого, на наш
взгляд, наиболее полно удовлетворяет метод синдромного анализа, разработанный и испытанный в
отечественной нейропсихологии (А. Р. Лурия, Л. Н. Цветкова, О. Н. Усанова и др.). В результате
нейропсихологического обследования должен быть сделан качественный анализ полученных
результатов. Он включает изучение состояния личности, эмоционально-волевой сферы ребенка,
|