Navigation bar
  Print document Start Previous page
 158 of 234 
Next page End  

описание двигательных качеств и того вида праксиса, который нарушен более грубо, описание речи и
выделение именно того фактора, который оказывает основное воздействие на речь, выявление тех
психических функций, которые имеют в основе своего нарушения тот же фактор, а также описание и
анализ интеллектуальной деятельности. Синдромный нейропсихологический анализ дает возможность
указать, какие именно анализаторные системы нарушены или же как нарушено их взаимодействие.
Такой системный анализ позволяет педагогам, врачам, психологам понять дефект, выделить его
психологический аспект и организовать восстановительное и формирующее обучение. Л. С. Цветкова
выделяет и анализирует возможности нейропсихологических методик. С их помощью возможно
описание и анализ клинической картины нарушения психических функций; выделение механизмов
нарушения тех или иных функций; синдромный анализ дефекта, позволяющий найти все высшие
психические функции, нарушенные по тому же фактору; анализ сохранных высших психических
функций; постановка топического диагноза и подбор коррекционных мероприятий.
Еще одной сферой применения нейропсихологии в школе является совершенствование
методического обеспечения учебного процесса. Методы обучения детей грамоте, а также методические
разработки должны соответствовать сложной структуре и генезу формируемой функций (письмо, счет,
чтение). Например, письменную речь необходимо рассматривать как деятельность построения
письменных текстов. Об этом писали еще Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, А. Н. Леонтьев, П. Я.
Гальперин, А. К. Назарова и др. Они указывали, что письмо при обучении в школе чаще всего
рассматривается как сенсомоторный или оптико-моторный акт и все внимание при обучении
обращалось на обучение письму. Кроме того, не учитывались оптико-пространственное восприятие,
мотивация, психологическая сложность письменной речи. При обучению чтению следует выбирать
специальные методы, направленные на глубину понимания читаемого. Разработка методов обучения
должна опираться на структуру высших психических функций, их психологическое содержание.
Контрольные вопросы
1. Какие основные задачи школьного психолога могут быть решены с помощью
нейропсихологии?
2. Какие факторы следует учитывать при разработке методического обеспечения учебного
процесса?
3. Что дает нейропсихологический подход в диагностике готовности к школе?
4. Дайте характеристику синдрома несформированности лобных отделов мозга.
5. В чем различие терминов «дефицитарность» и «несформированность»?
6. Обоснуйте возможности нейропсихологии при подготовке методических рекомендаций для
учителей.
7. Обоснуйте значение нейропсихологического обследования при установлении минимальной
мозговой дисфункции.
8. Какие высшие психические функции наиболее часто оказываются недостаточно
сформированными у детей 6—7 лет?
9. В чем проявляется несформированность левой височной области?
10. Перечислите симптомы дефицитарности подкорковых структур мозга у детей.
4.3. Нарушение и восстановление функций письма, чтения и счета
Развитие функций головного мозга, лежащее в основе любой деятельности человека,
естественно, составляет базу для таких функций, как письмо, чтение, понимание чисел и умение
совершать счетные операции. Обучение, бесспорно, является результатом культурно-исторического
развития, но возможно оно лишь благодаря работе головного мозга. Нейропсихологический анализ того,
как именно протекают основные процессы усвоения знаний и умений при различных по локализации
поражениях мозга, может дать много для выявления тех факторов, которые вызывают затруднения в
овладении психическими процессами у детей без нарушения мозга.
Нередко в практике учителя возникают ситуации, когда прилежный, добросовестный ученик с
Hosted by uCoz