ситуативных биологических потребностей; 3) инстинктивны по способу осуществления.
Высшие психические функции обладают следующими характеристиками: 1) формируются под
влиянием социальных факторов (общение, воспитание, обучение), 2) опосредованы знаково-
символическими формами (главным образом речью), 3) произвольны по способу осуществления.
Таким образом, психика человека выступает не столько более высокой формой организации
животной психики, сколько качественно иным способом взаимодействия человеческого организма со
средой, возникающим под действием не биологических, а социальных факторов. Социальность является
неотъемлемым свойством психики человека, поэтому, по крайней мере в отношении человеческой
психики, нейробиологическая парадигма, популярная в биологически ориентированной медицине,
имеет слабую методологическую состоятельность.
Действительно, человек обладает уникальным нейрофизиологическим механизмом знакового
опосредствования [И. П. Павлов называл эту систему второсигнальной.] при взаимодействии со средой.
Этот механизм связан с наличием развитых верхних передних отделов лобных долей больших
полушарий мозга (коры), чего нет у других приматов. Благодаря ему, человек приобретает возможность
взаимодействовать со средой опосредованно через систему знаковых обозначений реальности, а не
напрямую, и, соответственно, быть относительно независимым от среды, что повышает его
адаптационные возможности.
Возникновение и развитие универсальной знаковой системы связано исключительно с
процессом общения и взаимодействия с другими людьми в рамках различных человеческих групп.
Именно поэтому развитие и функционирование человеческой психики связано с социальной
организацией и культурой: каковы социокультурные условия жизнедеятельности человека, такова и его
психика. Нейрофизиологический механизм только лишь дает возможность осуществления знакового
способа психического функционирования. Следовательно, качественное отличие психики человека от
психики животного заключается не в сложности индивидуального мозга, а в наличии социальных
связей между людьми, которые возникают на основе языковых структур, понятийных схем мышления,
социальных институтов и т. д. Именно это обстоятельство позволило Л. С. Выготскому сформулировать
идею об экстракортикальных структурах психики человека, которые находятся за пределами мозга
индивида в социокультурном пространстве /8/.
Из первой проблемы понимания сути психики вытекают производные теоретико-
методологические проблемы клинической психологии: связь мозга и психики, психики и сознания.
Традиционное решение проблемы связи мозга и психики заключается в прямом сопоставлении
психических и нейрофизиологических процессов, которые полагаются либо а) тождественными, либо б)
параллельными, либо в) взаимодействующими. В случае тождества психика есть состояние мозга,
которое можно описать в терминах возбуждения/торможения мозговых структур, свойств рецептивных
полей нейронов сенсорных структур и т. п. Тогда под нарушениями психической деятельности больного
человека будут пониматься только нарушения в области физиологии мозга.
При рассмотрении мозга и психики в качестве параллельно протекающих физиологических и
психических процессов психика оказывается эпифеноменом побочным явлением, сопутствующим
мозговой деятельности, но не связанным с ней никакими причинно-следственными
взаимоотношениями. Психические процессы и состояния пациента выступают здесь
вспомогательными, не играющими существенной роли в патогенезе болезни субъективными
ощущениями, сопровождающими нарушения на физиологическом уровне изменений в организме.
Другими словами, психическое есть
пассивная «тень» физического, которую можно принимать во
внимание только в качестве диагностически важного признака, указывающего на какое-либо
«глубинное» биологически обусловленное нарушение. Современное проявление концепции
параллелизма мозга и психики существует в виде так называемого «двойного аспектизма», в котором
признается, что физиологическое и психическое являются просто разными точками зрения на одно и то
же явление нейропсихическую деятельность мозга, которую в равной степени можно описывать
физиологическим или психологическим языком.
Если мозг и психика рассматриваются как взаимодействующие феномены, то в этом случае
психика выступает особым нематериальным феноменом (разумом, душой), а мозг материальным.
Каждый из этих феноменов имеет свои законы функционирования, однако при этом они находятся во
|