взаимодействии, оказывая взаимное влияние друг на друга. При рассмотрении психики и мозга как
взаимодействующих нематериальной и материальной субстанции всегда встает вопрос о посреднике
или месте взаимодействия. Так, французский философ Р. Декарт (1596-1650) полагал, что это
взаимодействие осуществляется в эпифизе шишковидном теле, крошечной структуре, расположенной
близко к географическому центру мозга /10/. Реальные функции этой железы до сих пор неизвестны.
Известно только, что эпифиз участвует в гормональных изменениях, происходящих в пубертатный
период: в детстве он выделяет особый гормон мелатонин, тормозящий половое созревание, а потом
секреция этого гормона уменьшается и начинается половое созревание. Также есть доказательства того,
что эпифиз участвует в регуляции сна у людей. В современных теориях взаимодействия психики и мозга
предлагается концепция триализма трех различных миров: 1) мира физических объектов и состояний
(объективный мир); 2) мира психических состояний (субъективный мир: знания, мышления, эмоции и т.
д.); 3) мира объективированных знаний (теории, знания на материальных носителях). Мир 1
взаимодействует с миром 2, а мир 2 с миром 3. Взаимодействие же собственно психики (мир 2) и
мозга (мир 1) осуществляется в области синапсов. Поэтому различные клинические симптомы, особенно
психических расстройств, можно охарактеризовать как нарушения взаимодействия психического и
физического уровней жизнедеятельности
человека, их рассогласование и полный разрыв,
обусловленный изменением проводимости нервных импульсов в нейронных цепях.
Все рассмотренные традиционные подходы к решению проблемы связи мозга и психики
страдают одним методологическим недостатком: они опираются на нейробиологическую парадигму
психики как продукта деятельности мозга и поэтому не могут объяснить, как на психическом уровне
функционирования организма возникают качества, которые невозможно предвидеть на
физиологическом уровне.
Если же рассматривать психику как способ информационного взаимодействия организма со
средой, то в этом случае психическое выступает фактором системной организации отдельных мозговых
процессов: как организм взаимодействует со средой на информационном уровне, так организуются и
мозговые процессы, которые обеспечивают это взаимодействие /3/. Другими словами, связь мозга и
психики является не прямой, а опосредованной через динамические функциональные системы,
возникающие в мозге в процессе решения текущих задач по обеспечению жизнедеятельности организма.
Сначала в психике возникает образ будущего результата взаимодействия организма и среды, под
который в мозге выстраивается определенное нейрофизиологическое обеспечение система
отдельных физиологических процессов. Мозг помогает организму в достижении субъективного образа
потребного будущего (результата взаимодействия организма и среды), избирательно вовлекая отдельные
физиологические процессы в единый комплекс усилий по достижению предполагаемого результата.
Именно будущий результат детерминирует текущую активность мозга, является причиной определенной
мозговой организации при тех или иных психических состояниях.
Организм всегда имеет информационный эквивалент практического результата взаимодействия
со средой, в котором содержатся его прогнозируемые параметры. Этот информационный эквивалент
сначала поступает в такой нейрофизиологический аппарат, который получил название акцептора
результата действия. Но поступает он в него из психического уровня информационного взаимодействия
со средой, на котором этот результат называется целью поведения. Кратко говоря, психический акт
сначала подготавливает некоторый образ будущего («активное опережающее отражение реальности»), а
затем мозг выстраивает под этот образ обеспечивающую достижение необходимого результата
функциональную нейрофизиологическую систему /45/.
Основным вопросом здесь оказывается то, как и откуда на психическом уровне возникает
информация о потребном результате взаимодействия организма и среды? Можно предположить, что
настроенный определенным образом мозг сначала улавливает какие-то информационные сигналы,
значимые для жизнедеятельности организма, которые перерабатываются психикой, чувствительной к
тем или иным сигналам, после чего сформированный психикой образ реальности запускает
исполнительные нейрофизиологические процессы. Тогда центром «совмещения» психической и
физической реальности гипотетически может выступать ретикулярная формация, даже по внешнему
виду напоминающая «приемопередающее антенное устройство» («сеточку»). В этом случае нарушения
психической деятельности можно интерпретировать как особым образом организованную мозговую
|