![]() ![]() ![]() закономерностей развития психики. Как известно, психическая деятельность, высшие психические
функции формируются прижизненно на основе общественно обусловленных временных связей в
процессе обучения, воспитания и общения. Т. е. психическое развитие обусловливается, в первую
очередь, социальными факторами, тогда как распад психики — биологическими.
Таким образом, психологический анализ различных форм нарушений деятельности психически
больных является ценным материалом, который должен учитываться при построении
общепсихологической теории, особенно при изучении вопросов о сущности, природе психического и о
механизмах психического развития.
1.5. Задачи патопсихологии в клинике
Патопсихология, как отрасль клинической психологии, возникла по запросу медицины, и
поэтому наиболее полно она проявляет свои практические возможности именно при решении ряда
специфических задач, которые встают перед ней в психиатрической клинике. Надо отметить, что
патопсихолог, исследуя закономерности распада психической деятельности и используя для этого
психологические методы (в первую очередь — эксперимент), не имеет права на постановку
клинического диагноза, не может принимать решения о характере проводимого лечения. Это является
полностью прерогативой врача. Но психолог в психиатрической клинике является одним из главных
помощников психиатра, при этом он в своей работе не подменяет деятельность врача, а дополняет и, в
известной мере, облегчает ее. К основным задачам патопсихологического исследования в
психиатрической клинике В. М. Блейхер и его сотрудники /2/ относят следующие шесть:
1. Получение данных для диагностики.
2. Исследование динамики психических нарушений в связи с проводимой терапией.
3. Участие в экспертной работе.
4. Участие в реабилитационной работе.
5. Участие в психотерапии.
6. Исследование недостаточно изученных психических заболеваний.
Хотя все эти задачи по-своему важны для оказания практической помощи клиницистам,
наиболее часто в психиатрическом стационаре патопсихологу приходится решать первую из них.
Получение дополнительных данных о психическом состоянии больного (об особенностях его
познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и личности в целом) является одной из
важнейших задач практической патопсихологии. Данные экспериментально-психологического
исследования (которые относят к разряду параклинических) являются вспомогательными. Наряду и в
сопоставлении с данными клинического наблюдения и в ряде случаев с результатами лабораторных
исследований (например, анализов крови, спинномозговой жидкости, томографии и др.) эти данные
помогают врачу при решении вопроса о диагнозе заболевания. Данные патопсихологического
исследования, не являясь единственным основанием для постановки клинического диагноза, позволяют
выявить многие признаки психических нарушений, определить их структуру и взаимосвязь.
Чаще всего данная задача ставится перед патопсихологом в двух наиболее сложных для
клинической диагностики ситуациях: в ситуации постановки дифференциального диагноза и в случае,
когда необходимо выявить признаки психического заболевания на ранних этапах его развития (или,
наоборот, в отдаленный период). Многие психические расстройства имеют сходную клиническую
симптоматику, при этом их природа может быть недостаточно ясна. В этом случае данные клинического
наблюдения и беседы, а также лабораторные исследования не могут в полной мере стать основанием
для постановки нозологического диагноза. Такая проблема наблюдается, например, при необходимости
отграничения легких форм умственной отсталости (дебильности) от задержек психического развития
церебрально-органического генеза, когда на первый план в обоих случаях выходит несоответствие
уровня умственного развития возрастным нормам. Такие трудности встречаются также при
необходимости дифференциальной диагностики между психопатией и психопатоподобными
изменениями личности при шизофрении, нейроинфекции. В этих случаях обнаружение в ходе
патопсихологического экспериментального исследования специфических нарушений познавательной
деятельности и личности, типичных для одного расстройства и не характерных для другого,
|