характер присущих им индивидуально-личностных особенностей; лишь при такой комплексной оценке
можно судить о способности обследуемого сознавать противоправность своих действий и руководить
ими.
Надо отметить, что объектом проведения судебно-психологической экспертизы могут выступать
не только обвиняемые, но и потерпевшие или свидетели, так как получаемые психологом данные
способствуют адекватной оценке достоверности их показаний.
Важную роль играет патопсихологическое исследование в проведении воинской экспертизы,
особенно в отношении лиц, имеющих нерезко выраженные формы психических расстройств или
психические аномалии. Здесь речь идет о получении дополнительных патопсихологических данных для
выявления нерезко выраженных форм олигофрении, проявлений шизофрении (особенно ее простой
формы), психопатий, неврозов, резидуально-органических поражений головного мозга. В ряде случае
выявление таких расстройств является ограничением для несения воинской службы, в ряде случаев
наличие заболевания не является препятствием для выполнения воинской обязанности, а лишь
ограничивает сферу воинских специальностей. Например, наличие олигофрении в степени легкой
дебильности лишь ограничивает возможности несения воинской службы во вспомогательных частях.
В трудовой экспертизе патопсихолог не только обнаруживает признаки психического
заболевания, но и показывает, как далеко оно зашло, насколько в связи с этим снижена
трудоспособность обследуемого, имеются ли сохранные элементы в его психике, которые могут быть
использованы для стимулирования механизмов компенсации психического дефекта.
Особую роль приобретает экспертная работа патопсихолога при решении вопросов,
специфических для детского возраста. Это, в первую очередь, касается решения вопроса о возможностях
получения образования в условиях массовой или специальной (коррекционной) школы. В этом случае
патопсихологическая диагностика, направленная на выявление структуры и степени выраженности
интеллектуального дефекта, является составной частью комплексного медико-психолого-
педагогического исследования. Патопсихологическая часть исследования позволяет получить более
системные и объективные характеристики актуального и потенциального развития ребенка, что снижает
степень диагностических ошибок и принимаемых на их основе педагогических решений.
Участие в реабилитационной работе в настоящее время приобретает особое значение.
Современная психиатрия много внимания уделяет проблемам реабилитации и ресоциализации
больных. Оказание врачебной помощи психически больным людям предполагает не только проведение
активной и поддерживающей терапии, но и осуществление мероприятий по восстановлению их
социального статуса. От правильно построенных реабилитационных мероприятий зависит также
профилактика инвалидизации.
Реабилитационная работа должна строиться с учетом не только нарушенных, но и сохранных
сторон психики и личности больного, а также его индивидуальных особенностей. Поэтому клинико-
психологическое исследование приобретает особое значение. При этом упор делается на выявлении
личностных свойств больного, так как именно личность является субъектом социальных отношений.
Личность поэтому изучается как в медико-психологическом, так и в социально-психологическом
аспектах. Помимо личностных особенностей самого больного психолог должен изучить «социальный
климат», окружающий больного после выписки домой, в лечебных группах, на производстве, выявить
имеющиеся у больного трудовые или учебные установки. В соответствии с полученными данными
разрабатываются психологические рекомендации, способствующие трудовой и социальной
реабилитации больного.
Кроме того, в экспертной работе специалистам достаточно часто приходится сталкиваться с
проявлениями установочного поведения, вариантами которого являются симуляция, аггравация и
диссимуляция (т. е. имитация болезненного состояния, нарочитое усиление признаков имеющегося
заболевания и преуменьшение, сокрытие болезненной симптоматики с определенной целью). В этих
случаях особым образом построенная процедура патопсихологического исследования может выявить
истинный характер целей деятельности подэкспертного.
Участие в психокоррекции, как и проведение реабилитационных мероприятий, должно
проводиться психологом под руководством и по запросу врача-психиатра. В последнее время
наметилась тенденция активного включения психологов в проведение психотерапии. К сожалению,
|