поражения нервной системы приходится на период, сенситивный для развития какой-либо функции, то
именно эта функция в первую очередь и подвергается опасности недоразвития или повреждения.
В психическом развитии ребенка выделяются периоды, в которых большинство психофизических
систем находятся в сенситивном состоянии, и периоды, для которых характерна достаточная
устойчивость психических функций. Основными сенситивными периодами детства являются, как
известно, возрасты 0-3 года и 11-15 лет. Именно в эти периоды наиболее интенсивно развиваются все
стороны психики и личности ребенка. Поэтому именно в эти периоды наиболее велика вероятность
психических нарушений. Период от 4 до 11 лет является наиболее устойчивым по отношению к
различным вредностям.
Третий параметр психического дизонтогенеза характеризует взаимоотношения между первичным
и вторичным дефектом.
Как уже указывалось ранее, Л. С. Выготский в сложной структуре дефекта,
характеризующего нарушения психического развития, выделял первичные (вытекающие
непосредственно из биологического характера болезни) и вторичные симптомы. Последние возникают
опосредованно, в процессе аномального социального развития. Именно вторичные нарушения,
имеющие социальную природу, по мнению Л. С. Выготского, должны становиться объектом психолого-
педагогического изучения и коррекции.
В процессе развития изменяется иерархия между первичными и вторичными нарушениями. На
первых порах основным препятствием к развитию, обучению и воспитанию является биологически
обусловленный первичный дефект. Первичный дефект может иметь характер недоразвития или
повреждения. Может наблюдаться и сочетание этих нарушений. Например, при олигофрении может
иметь место недоразвитие корковых систем и повреждение подкорковых.
Механизмы возникновения вторичных нарушений могут быть различны. Вторично
недоразвиваются те функции, которые непосредственно связаны с поврежденной (недоразвитие устной
речи при повреждении деятельности слухового анализатора, например). В этом случае говорят о
специфическом недоразвитии. Специфичность недоразвития уменьшается по мере удаления основного
дефекта. Чем сложнее и опосредованнее психический процесс, тем больше различных факторов может
привести к сходному результату вторичных нарушений. Например, при различных первичных
сенсорных, моторных, эмоциональных или речевых дефектах, наряду со специфическими вторичными
дефектами, как правило, возникает задержка психического развития.
Направление вторичного недоразвития, по выражению Л. С. Выготского, может быть «снизу
вверх» или «сверху вниз». Основным является направление «снизу вверх», когда нарушение более
элементарных функций ведет к недоразвитию более сложных. Однако возможен и противоположный
вариант: дефект высших функций служит причиной того, что не происходит перестройка базальных
функций, «подтягивание» их на более высокий уровень функционирования, как это случается при
нормальном варианте развития. Тогда и говорят о дефекте «сверху вниз». Например, при олигофрении
именно недоразвитие мышления является причиной того, что потенциально более сохранные гнозис и
праксис не достигают оптимального уровня развития.
Важным фактором возникновения вторичных нарушений служит социальная депривация.
Дефект, препятствуя нормальному общению, тормозит приобретение знаний и умений и приводит к
вторичной микросоциальной и педагогической запущенности, а также к нарушению развития
личностной сферы. Если вовремя не предприняты меры по психолого-педагогической коррекции этих
социальных «наслоений», то в дальнейшем картина нарушения помимо запущенности усугубляется
возникновением негативного отношения личности к процессу обучения и воспитания вообще. Такое
негативное отношение к школе, к педагогам в свою очередь является одним из ведущих факторов в
формировании нарушения поведения у подростков.
Таким образом, если на первых порах препятствием к обучению и воспитанию ребенка является
первичный дефект, то в дальнейшем именно вторичные нарушения психического и личностного
развития начинают определять более широкий круг психологических возрастных проблем и
препятствовать адекватной социальной адаптации. Поэтому ранняя психолого-педагогическая
диагностика и коррекция дефекта во многом улучшает прогноз формирования личности и социальной
компенсации детей с нарушениями психических функций.
Четвертый параметр дизонтогенеза связан с нарушением межфункциональных взаимодействий в
|