процессе аномального системогенеза.
Современные представления о системном характере психики позволяют говорить о том, что в
процессе психического развития возникновение новых качеств является результатом перестройки
внутрисистемных отношений. В нормальном онтогенезе выделяют несколько типов
межфункциональных отношений. К ним относятся: явления временной независимости функций,
ассоциативные и иерархические связи. Первые два типа характерны для
ранних этапов онтогенеза, а
иерархические связи, являющиеся наиболее сложными, формируются в процессе усложняющейся
предметной деятельности и общения. В норме эти типы связей отражают уровни функциональной
организации психических процессов.
При патологии отмечается нарушение межфункциональных связей, приводящее к нарушению
общего хода психического развития.
Временная независимость превращается в изоляцию.
Изолированные функции, лишенные
воздействия со стороны других психических функций, стереотипизируются, «зацикливаются» в своем
развитии. Так, например, при некоторых формах олигофрении (при гидроцефалии) может встречаться
хорошая механическая память и речь. Однако из-за нарушения мышления эти функции выступают
изолированно, не приобретают характера осмысленных и опосредованных, поэтому остаются на более
низком уровне реализации.
Ассоциативные связи при нарушениях деятельности ЦНС могут стать инертными, вследствие
чего возникает их патологическая фиксация, трудности усложнения, перехода к иерархическим связям.
В познавательной сфере патологическая фиксация проявляется в виде различных инертных стереотипов,
в личностной сфере чаще встречаются аффективные фиксации. Например, в норме страхи являются
наиболее типичными аффективными проявлениями в возрасте 3-10 лет. При патологии страхи,
фиксируясь, распространяются и на более поздние возрастные периоды и тормозят психическое
развитие. Патологическая фиксация приводит и к нарушению своевременной инволюции более ранних
форм психической деятельности, также замедляя этим психическое развитие.
В большей степени при патологии страдает развитие сложных иерархических связей. Эти связи
оказываются недоразвитыми, нестойкими, при малейших затруднениях отмечается их регресс.
Например, у детей с задержкой психического развития, уже освоивших устный счет, при любом
затруднении отмечается возврат к счету на пальцах. Такие явления встречаются и у здоровых людей при
слишком сложном задании или при переутомлении, однако они носят временный характер. В случаях,
когда регрессии обусловлены нарушением психических функций, они носят стойкий характер и требуют
специальной коррекции.
Механизмы изоляции, патологической фиксации, нарушение инволюции ряда психических
функций, временные и стойкие регрессии играют большую роль в формировании асинхронии
психического развития.
1.8.3. Классификация психического дизонтогенеза
Как отмечалось ранее, в клинике выделяют несколько типов психического дизонтогенеза.
Причем в детской психиатрии основной упор делался на анализе нарушений психического развития в
процессе текущего психического заболевания (шизофрения, эпилепсия), на динамике
дизонтогенетических форм психической конституции (различные формы психопатий) и на аномальном
развитии личности в результате влияния отрицательных условий воспитания (варианты
патохарактерологического формирования личности).
В. В. Лебединский, положив в основу классификации вариантов психического дизонтогенеза
своеобразные сочетания его патопсихологических параметров, дополнил имеющуюся клиническую
классификацию. Он включил в нее варианты, которые были в лучшей степени изучены в
дефектологических исследованиях дизонтогенеза, обусловленного, как правило, уже завершенным
болезненным процессом (связанного с резидуальными органическими поражениями ЦНС, дефектами
анализаторных систем).
В. В. Лебединский выделяет следующие варианты психического дизонтогенеза:
I недоразвитие;
|