Navigation bar
  Print document Start Previous page
 186 of 234 
Next page End  

II — задержанное развитие;
III — поврежденное развитие;
IV — дефицитарное развитие;
V — искаженное развитие;
VI — дисгармоничное развитие.
Приведенная классификация не находится в противоречии с клинической классификацией типов
дизонтогенеза. Она детализирует и дополняет ее. При этом варианты психического дизонтогенеза могут
быть сгруппированы на основе выделения главного качества нарушения развития. Можно выделить
группу аномалий, обусловленных отставанием развития (ретардация): недоразвитие, задержанное
развитие. В группу аномалий, в которых ведущим признаком является диспропорциональность
(асинхрония) развития, входят искаженное и дисгармоничное развитие. Поврежденное и дефицитарное
развитие объединяет то, что они вызываются поломкой отдельных функций.
В. В. Лебединским описаны клинические проявления, являющиеся основными моделями
различных вариантов психического дизонтогенеза.
Типичным примером стойкого недоразвития является олигофрения. Для этого типа
дизонтогенеза характерно раннее время поражения нервной системы, когда имеет место выраженная
незрелость мозговых систем, в первую очередь наиболее сложных, обладающих длительным периодом
развития.
Задержанное психическое развитие характеризуется замедлением темпа формирования
познавательной и личностной сфер с их временной фиксацией на более ранних возрастных этапах. При
различных вариантах задержанного развития (задержках конституционального генеза, соматогенных,
психогенных задержках и задержках церебрально-органического генеза) соотношение нарушения темпов
развития познавательной и личностной сфер может быть различным.
Поврежденное развитие имеет сходную с недоразвитием и задержанным развитием (в первую
очередь, с ЗПР церебрально-органического генеза) этиологию: наследственные заболевания
органические поражения ЦНС. Основное отличие заключается в более позднем времени
патологического воздействия на мозг (после 2-3 лет), когда большая часть мозговых систем уже
сформировалась. Характерной моделью поврежденного развития является органическая деменция.
Дефицитарное развитие представляет собой особый вид дизонтогенеза, связанный не с
психическими заболеваниями, а с тяжелыми нарушениями отдельных анализаторных систем (зрения,
слуха) и речи.
Искаженное развитие характеризуется сложными сочетаниями общего недоразвития,
задержанного, поврежденного и ускоренного развития отдельных психических функций, что приводит к
формированию ряда качественно новых, не свойственных нормальному онтогенезу, патологических
образований. Как правило, в основе этого типа дизонтогенеза лежит текущий болезненный процесс.
Наиболее характерной моделью искаженного развития является дизонтогенез при синдроме раннего
детского аутизма.
Основой дисгармонического развития является врожденная либо рано приобретенная стойкая
диспропорциональность психики преимущественно в эмоционально-волевой сфере. Моделью
дисгармонического развития является ряд психопатий, а также патохарактерологические формирования
личности в результате неправильного воспитания /10/.
Таким образом, детский патопсихолог или педагог-психолог, осуществляющий свою
деятельность с позиций патопсихологического подхода, при анализе нарушений психической
деятельности детей должен учитывать как структурно-динамические особенности нарушения, так и
дизонтогенетические параметры, лежащие в его основе.
Контрольные вопросы
1. Что является предметом патопсихологии?
2. В чем заключаются основные различия патопсихологического и психопатологического
подходов к изучению психических расстройств?
3. Какая из практических задач патопсихологии является основной, и в каких ситуация она
Hosted by uCoz