«провоцирует» проявление своеобразия психической деятельности больного и системы его отношений к
себе и окружающему.
Патопсихолог должен рассматривать все компоненты экспериментальной ситуации, все, что
происходит во время и по поводу эксперимента, так как ситуация эксперимента является отрезком
реальной жизни, в которой всесторонне проявляются особенности личности и деятельности больного.
Другими словами, экспериментальную ситуацию можно рассматривать как модель реальной жизненной
ситуации больного, как отрезок его реальной жизни. Такой подход к патопсихологическому
эксперименту делает его прогностичным. Например, если во время экспериментального исследования
ребенок самостоятельно не замечает допущенных им ошибок, но при стимулирующей помощи может их
скорректировать, то велика вероятность, что низкие результаты его учебной деятельности также
обусловлены несформированностью саморегуляции познавательной деятельности и вместе с тем могут
быть улучшены.
Понимание патопсихологического исследования как модели реальной психической деятельности
больного требует пристального анализа всех элементов поведения во время его проведения: реакций на
инструкцию, на содержание экспериментальных заданий, на трудности и ошибки, возникающие в ходе
их решения, на оценки результатов действий самим испытуемым и экспериментатором, на оказываемую
больному помощь, на изменение условий протекания деятельности и т. п. Очевидно, что такой подход
требует именно качественного анализа, должен быть системным, а также предъявляет особые
требования к процедуре проведения исследования.
Еще одним важным принципом патопсихологического исследования является обязательный учет
роли личностного компонента в психической деятельности. Рассматривая высшие психические функции
как сложные виды психической деятельности, необходимо признать, что выполняют мыслительную,
перцептивную, мнестическую деятельность не мозг, не мышление или восприятие (память) сами по
себе. Субъектом любой деятельности, в том числе и перцептивной, мнестической, мыслительной,
является личность, т. е. человек, являющийся носителем системы социальных отношений.
Другими словами, сущность психических и психопатологических явлений раскрывается не
только в процессе и результатах деятельности человека, но и в системе отношений человека к этой
деятельности, к ситуации, в которой эта деятельность разворачивается. На это указывал в свое время В.
Н. Мясищев. Отношения человека связаны со структурой его личности, с его потребностями, мотивами,
с его эмоциональными и волевыми особенностями.
Под влиянием болезни у человека зачастую возникают патологические изменения личности,
которые оказывают существенное влияние на протекание всей психической деятельности в целом, так
как именно личность является субъектом деятельности. Индикаторами патологических изменений
личности являются изменения системы отношений человека к себе и окружающему. У него скудеют
интересы, мельчают потребности, действия теряют целенаправленность, становятся бездумными,
человек перестает регулировать свое поведение, адекватно оценивать свои возможности. Причем эти
изменения проявляются как в реальной жизни, так и в искусственно созданной экспериментальной
ситуации. Поэтому само отношение больного к ситуации, к себе, а не только ход и результат
деятельности, должно стать предметом исследования, должно быть отражено в построении
эксперимента.
Реализация выделенных принципов патопсихологического исследования предъявляет особые
требования к его проведению. Требование системного качественного анализа всей психической
деятельности и системы отношений во время проведения эксперимента откладывает отпечаток на
технологии его проведения.
В отличие от обычного экспериментального исследования (особенно его психодиагностического
варианта), патопсихологический эксперимент по сути является совместной деятельностью
экспериментатора и испытуемого, в контекст которого тесно вплетено общение. В реальной жизни
человек, выполняющий какую-либо деятельность, особенно если он еще не овладел ею, обязательно
вступает в контакты с другими людьми по ее поводу. Зачастую именно неумение наладить контакт,
попросить о помощи, адекватно принять ее, приводит к неуспеху в освоении и выполнении
деятельности, поэтому в экспериментальной ситуации психолог не только может, но и должен вступать
в общение с испытуемым по поводу экспериментального задания или ситуации, в которой оно
|