Navigation bar
  Print document Start Previous page
 191 of 234 
Next page End  

реализуется. Как известно, требования, предъявляемые к проведению психодиагностических методов
(особенно тестовых), сводят к минимуму или запрещают свободное общение экспериментатора и
испытуемого.
Существенные отличия наблюдаются и в технологии проведения психодиагностического и
патопсихологического эксперимента. Технология проведения тестовых методик строго
регламентирована, требует создания унифицированных стандартных условий. Психолог должен жестко
придерживаться имеющегося алгоритма проведения исследования. Такое требование отвечает основной
цели психодиагностического исследования — сопоставлению психологических показателей. Так как
перед патопсихологом стоит иная цель — выявление качественного своеобразия протекания
психической деятельности конкретного больного, то требования стандартизации, жесткой
регламентации процедуры исследования здесь неуместны. Патопсихолог, конечно же, создает
определенную программу исследования, но такая программа является всегда вариативной, изменчивой,
не жестко алгоритмизированной, так как совместная деятельность психолога и испытуемого развивается
в реальной ткани их взаимодействия, всегда индивидуальна и неповторима и поэтому не может быть
жестко задана заранее. Вот поэтому патопсихологическое исследование и является более сложным,
более тонким инструментом психологического познания, так как оно осуществляет переход от фиксации
внешних проявлений психических нарушений к выявлению их внутренних механизмов.
Еще одной особенностью патопсихологического эксперимента является необходимость
обнаруживать не только структуру измененных, но и сохранных форм психической деятельности
больного. Это позволяет, во-первых, реализовать системный подход в исследовании психики больного.
Именно характерное сочетание сохранных и нарушенных сторон психической деятельности определяет
своеобразие патопсихологических синдромов, на выявление которых в сущности и направлено все
патопсихологическое исследование. Во-вторых, обнаружение сохранных сторон психики при
патопсихологическом эксперименте особенно важно при реализации психокоррекционных
мероприятий. На необходимость такого подхода указывал в свое время А. Р. Лурия, говоря о том, что
успешность восстановления нарушенных сложных психических функций зависит от того, насколько
восстановительная работа опирается на сохранные звенья психической деятельности. В отечественной
психологии сложилось представление о том, что психофизиологическими механизмами высших
психических функций является деятельность функциональных систем (П. К. Анохин, А. Р. Лурия).
Поэтому при распаде ВПФ их восстановление должно идти по типу перестройки лежащих в их основе
динамических функциональных систем.
К аналогичным выводам приходят специалисты, работающие в области восстановления речи (Э.
С. Бейн, В. М. Коган, Л. С. Цветкова), считающие, что восстановительная работа должна базироваться
на оживлении оставшихся в сохранности знаний. Правомерность таких выводов была подтверждена
при экспериментальном исследовании и восстановлении не только «узких» функций (речи, праксиса),
но и более сложных форм психической деятельности больных, например, утраченной умственной
работоспособности.
Для того чтобы патопсихологический эксперимент мог выявить сохранные звенья измененной
психической деятельности, он должен быть направлен не только на анализ результатов этой
деятельности. Более важными для выявления сохранных компонентов деятельности и для прогноза
восстановления функций являются данные о том, как больной осуществляет поиск решения, насколько
он восприимчив к оказываемой ему помощи, может ли он ею воспользоваться. Решение такой задачи
становится возможным, как уже отмечалось, за счет активной позиции, которую занимает патопсихолог
в проведении исследования.
Таким образом, можно выделить следующие принципы построения патопсихологического
экспериментального исследования:
1) системный качественный анализ психической деятельности больного;
2) моделирование психической деятельности в экспериментальных условиях;
3) апелляция к личности больного, актуализация его личностных отношений;
4) активная позиция патопсихолога во время эксперимента, рассматриваемого как совместная с
испытуемым деятельность;
5) выявление не только нарушенных, но и сохранных сторон психической деятельности для
Hosted by uCoz