консультировании и психотерапии (см. ч. 1, раздел 3 данного учебника).
2. Основой для успешного проведения беседы и решения поставленных в ней задач является
умение устанавливать доверительные отношения с испытуемым. Доверительное общение предполагает
создание такой ситуации, в которой партнеры по общению не боятся делиться конфиденциальной
информацией, ожидают, что полученная от них информация не будет использована им во вред. В
ситуации патопсихологического обследования доверительные установки в общении могут быть
реализованы только в том случае, если психолог безоценочно, тактично и уважительно относится к
личности испытуемого, даже тяжело психически больного человека. Также важно, чтобы позиция,
занимаемая психологом в диалоге, воспринималась испытуемым не как доминирующая, подавляющая
или зависимая, а как позиция сотрудничества, искренней заинтересованности в его благополучии.
Другими словами, соблюдение деонтологических принципов является обязательным для патопсихолога
и служит основанием для успешного проведения беседы и всего исследования в целом.
3. Искусство беседы заключается в том, какие вопросы и как задает психолог. Не стоит забывать,
что патопсихолог имеет дело с психически больными людьми, реакции которых зачастую бывают
неадекватны. Поэтому в беседе следует избегать прямых вопросов, вопросов «в лоб», особенно если они
касаются болезненных для больного тем (в качестве которых могут выступить вопросы оценочного
характера, затрагивающие конфликтные, неприятные моменты его жизни и переживания). Не стоит
задавать закрытые вопросы, требующие какого-либо однозначного ответа. В клинической беседе
предпочтение должно отдаваться открытым вопросам, стимулирующим речевую активность больного.
4. Для установления эмоционально-доверительного контакта с больным беседа должна носить
неформальный характер, по крайней мере, должна восприниматься больным как заинтересованный
непринужденный разговор о его проблемах, как взаимодействие двух равных партнеров. Однако внешне
непринужденная и неформальная беседа должна быть хорошо продумана, четко спланирована
психологом. Программа беседы должна строиться заранее, на основе анализа предварительных данных
о будущем испытуемом (полученных из анамнеза, из бесед с лечащим врачом, близкими больного). На
форму проведения беседы и характер задаваемых вопросов влияют возраст, образовательный
(культурный) уровень больного, особенности приема и переработки информации, характерные для него,
возможность негативного отношения к исследованию, речевые особенности будущего испытуемого и
др.
Вторая часть беседы беседа во время эксперимента по существу представляет собой любую
форму коммуникации (и вербальной и невербальной) с больным. Как уже отмечалось,
патопсихологическое экспериментальное исследование рассматривается как совместная деятельность
больного и экспериментатора, которая невозможна без продуктивного общения.
Во время выполнения экспериментальных заданий экспериментатор объясняет испытуемому
инструкцию, уточняет, насколько хорошо он ее усвоил, интересуется теми основаниями, которыми
руководствуется больной при выборе способа решения, дает оценку полученными результатам,
оказывает помощь, стимулирует деятельность, корректирует (там, где это необходимо) самооценку и
уровень притязаний и многое другое. Все это можно осуществлять как с помощью слов, так и
невербальных компонентов общения (мимики, жестов, интонаций, пауз, выражения глаз и т. п.).
При этом психолог должен не только оказывать воздействие на состояние больного и его
деятельность во время эксперимента, но и внимательно следить за его ответными реакциями (как
вербальными, так и невербальными), так как зачастую именно адекватные или неадекватные реакции
больного на вмешательство экспериментатора имеют большое диагностическое значение. Поэтому все
значимые реакции больного должны быть зафиксированы в протоколе.
Но выявление и фиксация диагностически значимых элементов поведения и деятельности
испытуемого является функцией другого психологического метода, а именно метода наблюдения. Как
известно, наблюдение, под которым понимают преднамеренное систематическое и целенаправленное
восприятие психических явлений, является одним из основных эмпирических методов
психологического исследования /9/. В некоторых отраслях психологии наблюдение имеет статус
самостоятельного и даже главного метода исследования (например, в детской психологии, особенно в
исследовании детей ранних возрастов). В патопсихологии наблюдение не используется как
самостоятельный и основной метод получения диагностических данных. Однако без наблюдения,
|