которое выполняет вспомогательную, но весьма существенную роль, патопсихологическое
исследование не может иметь полноценный характер, не может в полной мере успешно решать стоящие
перед ним задачи.
Поэтому, будучи вспомогательным методом, наблюдение оказывается включенным в контекст
других методов исследования; и беседы, и эксперимента. Оно как бы «пронизывает» ткань всего
исследования и должно вестись в течение всего взаимодействия патопсихолога с больным. При этом
наблюдение ни в коем случае не должно быть навязчивым, не должно само стать объектом внимания
испытуемого.
Наблюдение, как известно, может быть сплошным и выборочным. Конечно, для
патопсихологической диагностики интересны все поведенческие проявления больного (и вербальные, и
невербальные), имеющие диагностическую значимость. Поэтому самым лучшим способом исследования
этих поведенческих проявлений было бы сплошное наблюдение, а лучшим способом фиксации
скрытая аудиовизуальная запись, которую можно было бы неоднократно анализировать. Однако в
реальных условиях работы патопсихолог лишен таких технических возможностей, а организация
сплошного наблюдения является слишком трудоемкой. Поэтому психолог должен иметь представление
о том, какие элементы поведения больного обязательно должны быть объектом его наблюдения, на что
он должен обратить внимание и что необходимо зафиксировать в протоколе из всего многообразия
речевых, двигательных, мимических и других реакций испытуемого.
Во-первых, следует обращать внимание (и, следовательно, фиксировать) те элементы поведения,
которые являются типичными для тех или иных форм психических расстройств. Для этого патопсихолог
должен быть хорошо знаком с основными проявлениями (симптомами) нарушения психических
функций и личностной сферы, характерными для различных заболеваний.
Во-вторых, необходимо фиксировать те проявления поведения, которые являются нетипичными
для личности самого больного, т. е. противоречат предварительным данным, полученным об этом
больном из медицинских документов, отчетов окружающих, а также впечатлениям, полученным самим
экспериментатором при общении с испытуемым в другое время. Эти нетипичные проявления могут
быть свидетельством изменившегося психического состояния больного или проявлением
установочности его поведения.
В-третьих, при работе с детьми обязательно следует обращать внимание на проявления,
нетипичные для детей данного возраста (а при работе со взрослыми нетипичными для людей с
данным уровнем культуры и образования). Такие особенности поведения могут быть проявлениями
дизонтогенеза или возрастных психопатологических расстройств.
В содержательном плане в наблюдении необходимо обращать внимание на то, как больной
реагирует на замечания экспериментатора, на инструкцию и содержание различных заданий, на
неудачное или удачное выполнение задания, как он относится к своему успеху (доволен или
безразличен), как реагирует на помощь экспериментатора, на изменение условий проведения
эксперимента (ограничение времени, предложение иного способа решения, помехи и т. п.). Особенно
важно отметить, критически ли больной относится к допускаемым ошибкам, контролирует ли свои
действия.
Таким образом, наблюдение, как и беседа, дополняет, уточняет данные эксперимента, позволяет
рассмотреть психическую деятельность и личностные особенности больного в контексте выполнения
экспериментальной деятельности и общения с экспериментатором как реальный пласт его жизни.
Именно комплексный характер патопсихологического исследования позволяет изменить или установить
правильный диагноз и назначить правильное лечение.
2.4. Этапы и технология проведения патопсихологического исследования
Патопсихологическое исследование, как и любое другое научно обоснованное исследование,
представляет собой особый вид деятельности, в которой закономерно выделяются различные
компоненты, этапы. В любом психологическом исследовании выделяют как минимум два, а чаще три-
четыре этапа: подготовительный, получение эмпирических данных, этап (этапы) анализа и
интерпретации полученных данных. Такое деление на этапы правомерно и для патопсихологического
|