исследования. Выделение этих этапов имеет условный характер, так как только все вместе они могут
реализовать исследовательскую деятельность. Однако на каждом из выделяемых этапов патопсихолог
выполняет различные действия в различных условиях.
2.4.1. Подготовка экспериментального исследования
Подготовительный этап проводится до непосредственной встречи психолога с будущим
испытуемым. Целью данного этапа является планирование будущего эмпирического исследования. С
этой целью психолог решает две взаимосвязанные задачи: 1) построение программы (схемы)
исследования и 2) получение предварительных данных о будущем испытуемом.
Подготовка программы исследования включает в себя постановку цели исследования,
определение его конкретных задач, подбор адекватного этим задачам методического инструментария и
выработку рабочей гипотезы о возможном характере нарушения психической деятельности больного,
которая и будет подвергнута эпмирической проверке.
Цель исследования в условиях клиники, как отмечалось ранее, обычно определяет врач. Цель
каждого конкретного исследования связана с одной из практических задач, которые призвано решать
патопсихологическое исследование (задача постановки дифференциального диагноза, выявления
степени нарушения психических функций, другие экспертные задачи, задача определения характера
изменений психики в процессе проводимого лечения и т. п.).
В условиях образовательного учреждения цель исследования выдвигает сам психолог, исходя из
анализа той проблемы, с которой к нему обратились педагоги или родители, по сути являющиеся
заказчиками на проведение обследования ребенка. Как правило, это проблемы труднообучаемости и
систематических нарушений поведения, за которыми усматриваются возможности наличия психических
отклонений. В данном случае целью исследования, проводимого с позиций патопсихологического
подхода, будет выявление наличия (или отсутствия) нарушений психической деятельности и личности
«проблемного» ребенка и квалификация обнаруженного патопсихологического синдрома.
Конкретные задачи патопсихологического исследования определяются на основе поставленной
цели и с учетом рабочей гипотезы о возможном характере нарушения. В задачах отражается
необходимость всестороннего экспериментального исследования всех проявлений познавательной
деятельности и личности больного (испытуемого): исследование его восприятия, мнестической
деятельности, мышления, умственной работоспособности и внимания, особенностей самосознания,
уровня притязаний, аффективной сферы, системы отношений личности и т. п. При исследовании детей
с подозрением на нарушение интеллекта обязательно ставится задача выявления уровня обучаемости
(так как обучаемость является одним из дифференциально-диагностических критериев, позволяющих
отграничивать интеллектуальное недоразвитие от других вариантов нарушения интеллектуального
развития: ЗПР, педагогической запущенности).
Правила подбора патопсихологических методик
Выбор конкретных методик не может быть случайным, он также определяется целью
исследования и характером поставленных задач.
Как известно, методики, применяемые в психологическом исследовании, могут быть разделены
на количественные и качественные, вербальные и невербальные. Кроме того, методики различаются по
направленности: методики для исследования восприятия, памяти, мышления, внимания, личности и т.
п. Однако в отношении патопсихологических методик такое деление носит условный характер.
Так как основным принципом патопсихологического исследования является принцип
качественного анализа психической деятельности, то приоритет в таком исследовании отдается
качественным методикам. Однако любая методика, направленная на выявление качественных
закономерностей психической деятельности больных, в большинстве случаев доступна
количественному описанию результатов и статистической обработке. Использование в
патопсихологическом исследовании количественных (психометрических) методик, служащих для
измерения тех или иных психических функций, возможно, но только лишь при условии проведения
|