Navigation bar
  Print document Start Previous page
 197 of 234 
Next page End  

качественного анализа получаемых с их помощью результатов и всего хода деятельности,
осуществляемой испытуемым при их выполнении.
Разделение методик на словесные (вербальные) и предметные (невербальные) также весьма
условно. Любая методика, даже если содержание заданий является невербальным, обязательно включает
в себя использование речи. Объяснение инструкции, уточнение мотивов, которыми пользовался
испытуемый при выполнении задания, оценивание правильности выполнения, рассуждения о способах
решения и т. д. — все это, как правило, осуществляется и экспериментатором и испытуемым в речевой
форме. Кроме того, процессы мышления, включенные в решение невербальных заданий, протекают у
больного в форме внутренней речи, которая в сложных случаях (или по просьбе экспериментатора)
может экстериоризироваться и приобрести развернутый внешнеречевой характер.
В большинстве методических пособий, включающих в себя описание различных
экспериментальных методик (и патопсихологических в том числе), практикуется разделение методик в
соответствии с их направленностью на исследование различных психических процессов и сторон
личности.
С. Я. Рубинштейн /18/ при характеристике патопсихологических методик указывала, что каждая
конкретная методика обладает заостренной направленностью на обнаружение какого-либо одного
элемента психической деятельности или психического дефекта. Например, одни методики выявляют
особенности суждений больных в условиях заданий, строго регламентирующих ход рассуждений, другие
— особенности суждений в условиях большой свободы в выборе направления мысли. Одни методики
исследуют особенности непосредственного запоминания словесного материала, воспринимаемого на
слух, другие — запоминания зрительных образов (например, геометрических фигур).
Однако, хотя каждая экспериментальная методика обладает какой-то преимущественной узкой
направленностью, она дает одновременно материал для выводов об иных сторонах или особенностях
психики больного. Например, методика «предметная классификация» относится к группе методик,
направленных на исследование мышления. Между тем с ее помощью можно получить информацию об
особенностях внимания, умственной работоспособности, памяти больного, об особенностях его
мотивации, уровне критичности и т. п. Методики «пиктограмма», опосредованного запоминания
Леонтьева предназначены для исследования памяти, однако позволяют обнаружить явные расстройства
мышления больного, неадекватный характер его ассоциаций. Таким образом, можно сказать, что
патопсихологические методики имеют полифункциональную направленность, обладают широким
диапазоном действия.
С другой стороны, в патопсихологии существует большое количество методик, сходных по
направленности, но различных по форме проведения, по стимульному материалу. Например, для
исследования опосредованной памяти можно использовать уже упомянутые методики пиктограмм и
опосредованного запоминания по Леонтьеву. Особенности процесса обобщения выявляются при
помощи большого числа методик (классификация предметов, пиктограммы, исключение лишнего,
толкование смысла пословиц и поговорок и т. п.). Нарушения умственной работоспособности можно
выявить, используя методики Шульте, Крепелина, тест Бурдона и т. д.
Таким образом, патопсихологические методики, с одной стороны, характеризуются
полифункциональностью, а с другой — взаимодополнительностью. Данные характеристики
используемых в патопсихологии методик позволили сформулировать два основных принципа их
подбора для проведения экспериментального исследования /2/:
1. В программе исследования должны сочетаться методики, позволяющие более полно и
всесторонне исследовать какие-либо проявления психической деятельности.
Например, при
исследовании памяти необходимо сочетать методики для исследования зрительной и слуховой,
непосредственной и опосредованной, кратковременной и долговременной памяти.
2. Данные, полученные в эксперименте с помощью одной методики, необходимо подтвердить
результатами, полученными с помощью других методик. Поэтому обязательным является сочетание
близких по направленности методик,
что повышает надежность и достоверность полученных
результатов.
В арсенале патопсихологического экспериментального исследования имеется 40-60 конкретных
специализированных методик. Поэтому перед патопсихологом при подготовке программы
Hosted by uCoz